1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №197 (949) за 05.09.2001

"ЖЕНЩИНА НЕ ДОЛЖНА БЫТЬ СВОБОДНА"

В детстве на вопрос: "Ирочка, кем ты будешь?" -- она уверенно отвечала: "Кинозвездой!" И действительно, глядя на эту всегда уверенную и яркую женщину, понимаешь, что она "звездная", чем бы не занималась. И несмотря на то, что она ни разу "не изменила" своему МХАТу и званию театральной актрисы, роли в таких фильмах, как "Дядя Ваня", "Андрей Рублев", "Вам и не снилось", "Зимняя вишня-2", "Старый Новый год", "Профессия -- следователь", "Ошибка резидента" и "Авария", дают полное право констатировать: ИРИНА МИРОШНИЧЕНКО -- кинозвезда !

КАК МЫ ЕЕ "ЛОВИЛИ"

В интервью она не отказывала, но долго, как говорится, "водила за нос": "Когда? Не знаю. Позвоните послезавтра мне на дачу, часов так, в два, полтретьего. Нет, не дня, а ночи. Конечно, еще спать не буду, только приеду из города". Не стесняйтесь, звоните". Когда мы, благодаря будильнику, звонили в условленное время, она снова просила позвонить завтра, послезавтра, отговариваясь занятостью. Мы уже и не стеснялись звонить в любое время суток. Все повторялось каждый раз, когда мы были в Москве. Нам уже сочувствовала ее мама, бравшая трубку, когда не было Ирины Петровны. Это интервью уже казалось просто инфернальным, и если бы не низкий глубокий голос в телефонной трубке, знакомый по многим фильмам, мы бы смело задали вопрос: "А может, все это нам снится?" -- и звонили уже ради спортивного интереса. И вот, наконец, она сказала "О'кей. Я приеду, куда скажете". И назвала день и время -- в аккурат перед нашим поездом.

Она подъехала на шикарном черном Мерседесе, вся затянутая в черную кожу, даже в черных автоперчатках, с какими-то женскими корзинками, баульчиками и всех вокруг "наградила" своей лучезарной улыбкой. И мы враз простили ей маленькое телефонное "издевательство".

Ирина Мирошниченко, действительно, обожает черный цвет. Яркая блондинка (никогда не меняла цвет и длину волос), она, конечно же, понимает, что он особенно ей идет, ведь стильности и вкуса ей не занимать. Более того, ее любимые животные -- кот Маркиз и собака Ника (которую она называет "девочка") -- тоже абсолютно черные.

Народная артистка России Ирина Мирошниченко в совершенстве знает французский язык, так как с детства специально его учила. И когда поет песни на французском языке, так это не для "понта", а от знания самого предмета. В это время она особенно напоминает "не нашу женщину". Именно такой представляешь типичную парижанку (недаром она так много переиграла заграничных мадам). Да и по некоторым другим признакам она напоминает парижанку: минимум закомплексованности, максимум самостоятельности -- женщина, которая всегда добивается своего. Своим девизом она смело может считать фразу: "Я сама!"

Она больше всего не любит бесцеремонных вопросов, потому сегодняшная журналистика не очень ее жалует, так как ничего эдакого вытянуть не может. Потому и знаем мы, зрители, о ней очень немного. Из короткой анкеты можно почерпнуть только лишь, что Ирина любит придумывать новые блюда и иногда отдыхать от косметики. Главной приметой времени считает жестокость. Обожает духи "Коко Шанель", предпочитает цветы от любимого мужчины, а из женских аксессуаров любит дорогие кожаные сумки. Боится пластических операций, говоря, что надо прожить такой, какой создал тебя Господь Бог.

А вот ее творческой "крестной" была Киевская киностудия имени Довженко, где в фильме "Их знали только в лицо" она сыграла главную роль.

"УЖЕ В ПЕРВОМ ФИЛЬМЕ Я "ЗАПЕЛА"

--Давайте вернемся в 1967 год, когда вы снимались в своем первом фильме.

-- Прежде всего я хотела бы воспользоваться возможностью и сказать все добрейшие слова благодарности киностудии и всей творческой группе этого фильма. Также передать привет всем Мирошниченкам, которых, я знаю, очень много на Украине. Я скучаю по замечательному городу Киеву, поскольку он для меня очень дорог. Первый фильм сыграл огромную роль в моей творческой судьбе. Я его давно и редко видела. А тут недавно он прошел по какому-то телеканалу, и я посмотрела его. Конечно же, ощущения странные. Когда там снималась, мне было очень мало лет, и не сказала бы, что я там красивая женщина (вообще, я не могу так сказать о себе). Но там я вижу себя юной, трепетной, желающей завоевать весь мир: из глаз светится огромное счастье от того, что я снимаюсь в кино. И, может быть, все это перенеслось на роль Галины Ордынской, удивительной легендарной личности, которая существовала на самом деле. Так было суждено, что я уже в первом фильме в кадре "запела". Тогда вместо меня за кадром пела настоящая певица. Но вот что поразительно -- столько прошло лет, и вдруг я сейчас уже пою не за кадром, а своим голосом со сцены в концертных программах.

-- Кстати, чем для вас стал этот новый вид творчества?

-- Знаете, восемь лет назад, когда я начинала уже достаточно профессионально петь, говорили: "Это -- актриса кино, но она еще и поет". Прошло совсем немного времени, когда обо мне стали говорить, как об актрисе-певице. И на встречах просят спеть, спрашивают о песнях и клипах. У меня уже было несколько сольных концертов. К этому по-разному относятся -- кому-то нравятся мои песни, а кому-то нет. Мне самой нравится, и я думаю, что это один из новых витков моей биографии, достаточно естественный и уже помимо моего желания.

--А как это вдруг началось?

-- Лев Лещенко, готовя свой юбилейный вечер, предложил мне "сделать" с ним дуэтом какую-нибудь песню Андрея Никольского. Очевидно, я ему нужна была для этого как актриса. А потом ко мне в театр пришел Андрей и предложил песню "Ах, как жаль!" Если помните, потом на эту песню я сняла клип. С тех пор мы с Никольским и работаем над целыми программами.

"ТАЛАНТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК В РОССИИ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ЧИСТЕНЬКИМ И ТРЕЗВЫМ"

-- Великий Шаляпин любил говорить: "Я своим пением выколачиваю из души тоску". Для многих пение становится своего рода релаксацией. А как вы справляетесь со своими стрессами и депрессиями, которым, как современный человек, вероятно, также подвержены?

-- Для меня это прежде всего работа. Одно дело, когда я не на людях: могу позволить себе быть в плохом расположении духа и внешне плохо выглядеть. Но когда я знаю, что меня вечером на спектакле ждут зрители, более того, я должна как актриса передать им свою энергию и любовь к жизни, то меня это и держит, как и многих других людей, которые занимаются творчеством. Где брать силы? Наверное, и от своих зрителей, которым же ее и отдаешь. Мне очень не хочется разочаровывать людей, потому я в себе это культивирую.

-- Вы как-то сказали, что по своим возможностям сыграли очень мало ролей...

-- У меня немного ролей, которые я могла бы отнести в свой "золотой фонд". Казалось бы, очень много ролей сыграно, и немного таких, о которых могу сказать: "Я счастлива, что они у меня были". Возможно, так можно сказать о роли в "Дяде Ване". И потому, что это Чехов, и потому, что это -- Михалков-Кончаловский, суперсовременный, с хорошим вкусом режиссер. И, конечно же, фантастические партнеры, с которыми я, начинающая актриса, играла. Представьте, мэтры: Смоктуновский, Бондарчук, Зельдин -- это тогда уже мэтры, чудесная Анисимова-Вульф, начинающая Ирочка Купченко. Я эту роль долго играла на сцене МХАТа, кстати, в паре со Смоктуновским. Пьеса удивительно современная. Например, когда в отчаянной истерике бьется и кричит моя Ирина Андреевна: "Увезите меня отсюда, убейте меня, я не могу больше здесь находиться!" -- это же много раз может сказать любой человек в подобной ситуации. Или реплика: "Он -- талантливый человек, много пьет, бывает резковат. Но что за беда. Талантливый человек не может быть в России чистеньким и трезвым". Всегда это идет под аплодисменты.

"Я ДАЖЕ МАМЕ НЕ ВСЕ РАССКАЗЫВАЮ"

-- Ирина Петровна, когда вас спрашивают о личной жизни, вы говорите, что эта тема запретна.

-- Действительно, я всегда от этих вопросов ухожу. У нас как бы свобода, демократия, и очень многие восприняли это как возможность все выплескивать из себя на экран или в печать. Мне это не нравится. Я все равно никому не скажу, что чувствую и какие у меня душевные проблемы, так как сразу возникает вопрос -- зачем? Помочь мне ни зрители, ни читатели не могут. А узнать, что у меня так же плохо на душе, как и у них?.. Не думаю, что от этого станет другим легче. Во мне прежде всего должны видеть актрису, которая все внутренне передает через экран или сцену. А рассказывать про свою личную жизнь, "сходы-расходы" и какие-то душещипательные истории мне неинтересно и к творчеству отношения не имеет. Я даже маме не все рассказываю, а чужим людям тем паче. Поэтому никогда не иду ни на какие скандальные интервью.

-- Вы просто классно, современно выглядите, даже не верится, что на сцене вы чаще всего в других временах .

-- Действительно, на сцене МХАТа я всегда жила в пьесах Чехова, Горького, Уайльда, а выходя из театра, сажусь за руль своей любимой машины. Если она сломается -- подниму капот и буду возиться с мотором или активно затею ремонт в своем доме и буду бегать по стройке, ругаясь с рабочими. Я очень хорошо себя чувствую в сегодняшнем дне. Мои роли и я сама в жизни -- параллельные, не соприкасающиеся в жизни.

-- А вы не пытались, как это делают другие актрисы, поменять, как сейчас модно говорить, свой имидж, хотя бы чисто внешний?

-- Нет, такого желания никогда не было. Найдя то, что мне больше всего идет, я постоянно пытаюсь оставаться самой собой. Возможно, это противоречит распространенной теории, что женщина должна каждый день меняться, но у меня обратное мнение: каждая женщина обязана иметь свой стиль. Я никогда не хожу на специальные показы мод, ни у кого не учусь и не советуюсь -- все придумываю сама. Думаю, что женщина, как бы ей тяжело не было, должна всегда быть в форме. В этом смысле преклоняюсь перед своей мамой. Она даже в таком преклонном возрасте продолжает оставаться настоящей женщиной -- всегда ухоженная, с маникюром и прической. Просто молодец.

"САМОЕ ВАЖНОЕ -- САМОЙ ЛЮБИТЬ!"

-- Она, кажется, тоже была актрисой?

-- Она училась в театральном, но в этой профессии не работала, так как полностью посвятила себя семье. Моя судьба сложилась с точностью до наоборот. Я не завела семью в привычном смысле слова, не родила детей. Я думала, что в жизни актрисы это лишнее. Наверное, ошибалась, но подсознательно я всегда хотела доказать своей маме, которая считала, что нельзя быть счастливой в искусстве, что это не так.

-- У вас был в свое время популярный фильм с названием "Это сладкое слово "свобода". А в жизни вы человек свободный?

-- Знаете, это только красивое название фильма, тем более события там происходят в какой-то далекой от нас, неведомой Латинской Америке. А вообще свобода -- понятие неабсолютное. По большому счету, женщина не должна быть свободной, она всегда должна быть в узах любви и семьи. Самое важное -- любить. Даже не столько, возможно, быть любимой -- сколько именно самой любить.

-- Вы сегодня -- редкий гость в кино.

-- Да, снимаюсь редко, но у нас ведь и нормальное кино снимается редко. А участвовать в каких-то сомнительного качества сериалах, играть главарей мафии (как недавно мне предложили) или "крутых" пошлых женщин -- не хочу принципиально.