1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №200 (952) за 08.09.2001

"ГОВОРЯТ, ИЗ РУЖЬЯ С МОЕЙ ГРАВИРОВКОЙ ЗАСТРЕЛИЛСЯ ЩЕЛОКОВ..."

Случился у одного из коллег юбилей. И решили мы подарить ему часы, украсив их надписью. Поздравление из 48 знаков, включая точки и запятые, потянуло на 12 гривен. А ведь лет 15 назад такая работа стоила максимум полтора рубля. В другой раз тот же мастер отказался сделать монограмму владельца на золотой "печатке" -- дескать, сложно. И порекомендовал обратиться к одному из старейших в Украине граверов -- Юрию Петровичу Федорцову. Где он работает? Ну, конечно же, в Киеве на Подоле!



СПРАВКА "СЕГОДНЯ"
"Гравюра" (от французского "gravure") -- это печатный оттиск на бумаге либо другом сходном материале с пластины ("доски"), на которой вырезан рисунок, или же вид графики, включающий многообразные способы ручной обработки досок и печатания с них оттисков. В зависимости от того, какие части доски покрываются краской при печати, различаются выпуклая и углубленная гравюра. Нередко к ним относят и литографию ("плоская гравюра",) создание которой не связано с гравированием. Специфика "резаных досок" -- тиражность, возможность получить значительное число равноценных оттисков. Еще одна разновидность гравировки -- офорт, или резьба на металле, в основном применявшаяся для украшения оружия. В наши дни -- наиболее распространенная.

Гравером в службе быта Юрий Федорцов трудится свыше тридцати лет. А до того получил два высших образования, варил сталь, работал в полиграфии: изготовлял клише для горячего тиснения. Поэтому не без основания полагает, что настоящим гравером может считаться лишь тот, кто владеет тремя основными приемами резки: гладью, зеркальной и обронной. Именно они применяются для изготовления клише, медалей, миниатюрных скульптур, так называемых мастер-моделей, по которым потом изготавливаются формы для отливки.

Сам Юрий Петрович родом с Кавказа: может быть, поэтому его работы выделяются своеобразным изяществом, которому почти полвека назад обучил юношу старый мастер-грузин.

-- Нрава он был сурового, учеников гонял до седьмого пота. Чуть что не так -- бил чем ни попадя. Поэтому никто у него не задерживался, -- вспоминает мастер. -- Я же из его мастерской не вылезал. Так и выучился. Когда поступил в Краснодарское художественное училище имени Репина, заниматься легко было. И попал-то туда практически без экзаменов. Один человек увидел высеченный мною из куска мрамора бюст матери и посоветовал подать его в приемную комиссию как конкурсную работу. Могу чеканить, инкрустировать, резать по камню. До недавних пор, пока не надел очки, и ювелирным искусством занимался.

ПОЛИРОВКА ГРАВИРОВКИ -- ЭТО ХАЛТУРА

Да, гравер -- профессия многогранная. Он и художник, и чертежник, и заточник, и лекальщик, и технолог, и слесарь-инструментальщик.Те, кто научился водить резцом, вставленным в бормашину, по поверхности какой-нибудь вазы, и считают, что всего достигли -- даже не подмастерья. В лучшем случае -- ученики-"заробітчани". Многие из них, по словам Федорцова, даже не знают, что такое "граб-штихель" (один из основных резцов), не говоря уже о том, чтобы отличить его от подобного. Он -- единственный в столице и один из немногих в Украине, кто свободно владеет штихелями. В "коллекции" мастера -- до сотни различных инструментов, некоторые даже и не сразу разглядишь, ведь толщина режущей кромки у них -- 0,15 мм. Изготовляет их гравер индивидуально, под свою руку. А заточка? Правильно заточенный инструмент должен быть без заусенцев, а металл после прорезки им -- сиять, как зеркало. Когда после штихеля пытаются заполировать зазубрины -- это халтура. Поверхность становится матовой, грани "зализаны", нет блеска, "игры" металла. Неспециалисту этого не видно, однако положи рядом два "одинаковых" изделия -- одно, изготовленное по всем правилам, а другое -- с полировкой, и разница налицо.

В советские времена граверов инструментом снабжали. Да и стоил он недорого. Иное дело, что достать его порой была проблема. Выручали, как обычно, неформальные связи и СКЖ -- "свободно конвертируемая жидкость". За бутылку с любого, даже суперсекретного, предприятия можно было вынести пруток сверхтвердого металла, чтобы изготовить резец, не говоря уже об абразивах и слесарных инструментах. Сейчас на базарах есть все, да только цены "кусаются". Поэтому и стоимость работы так выросла. Мастера теперь -- частные предприниматели, значит -- крутись, как хочешь, а ведь себе в убыток работать не будешь...

РУЖЬЕ ДЛЯ БЫВШЕГО МИНИСТРА СТОИЛО, КАК ДВЕ ИНОМАРКИ

За десятилетия работы Юрий Федорцов немало выполнил заказов для власть предержащих. А началось все… со значков. Да не простых -- депутатских.

Было это в 70-е годы, когда Верховный Совет Украины возглавлял Алексей Ватченко, -- начал первую историю мой собеседник. -- Вызывает меня директор, мол, срочный заказ: выгравировать номера на значках депутатов Верховной Рады. Количество -- 1200 штук, срок -- две недели. Хотели было на гравировальном станке цифирки написать -- не получается, какой-то умник уже распорядился к значкам шпильки для крепления припаять. Придется резать вручную. Короче, трудился я без выходных, по 16 часов в сутки. Когда Ватченко узнал, что мне причитается за работу почти тысяча рублей, сказал недовольно: "Так это ты больше меня получать хочешь!" Я не оробел: "Не получать, а заработать! Думаете, легко пахать по две смены в день, без перекуров?" Он помолчал немного, потом: "Ну ладно, ладно, сделал на совесть, заплатите ему", -- и подписал бумаги.

-- А вот другая история. Как-то в пятом часу утра, в выходной, являются ко мне на дом два милицейских полковника. И с порога: "Подать Федорцова, живого или мертвого!" Жена чуть в обморок не хлопнулась, а они успокаивают: нам только ружьишко подписать, подарок к юбилею министру МВД СССР Николаю Щелокову. Через четыре часа оно уже в Москве должно быть, у нашего киевского босса: в девять утра поздравление. Никакие объяснения, что весь инструмент на работе, не действуют. "Режь, -- говорят, -- хоть пальцем!" Достали "ружьишко" -- я обалдел. Бельгийское, стволы с золоченым орнаментом, приклад -- из красного дерева, отделан слоновой костью и бриллиантами. Цена -- 12 тысяч долларов, по тем временам за них не одну машину можно было купить. Лист серебра дают для таблички. Пришлось надпись вручную, штихелями резать. Заплатили за работу пятьдесят рублей. Не знаю, может, врут люди, но слышал, что Щелоков застрелился именно из этого "ствола".

С тех пор "высокие" заказы пошли потоком. Я ведь и для первого секретаря ЦК КПУ Владимира Щербицкого подарки подписывал. И, пожалуй, для всех членов украинского политбюро. Дарили в основном: мужчинам -- ружья, холодное оружие, их женам -- вазы, шкатулки с инкрустацией. Как-то довелось для самого Брежнева двустволку украшать рисунком и монограммой -- кстати, далеко не такой роскошной, как для Щелокова. В другой раз -- клинок. Его супруге тоже презенты подписывал: вазы, посуду, хрусталь.

Особенно же запомнились два подарка: Индире Ганди и ее мужу, Джавахарлалу Неру, когда они к нам в Украину приезжали. Ей, понятно, -- шкатулка. Размером с небольшой чемодан, ну очень красивая -- вся инкрустирована украинскими самоцветными камнями: бериллом, яшмой, топазом, янтарем. А вот что ему подарить? Неру ведь был пацифистом, а значит, оружие тут не годится. Поэтому на столичном заводе художественного стекла по спецзаказу, в единственном экземпляре, изготовили огромный рог изобилия из хрусталя. И принесли мне его подписать.

И сегодня порой приходят клерки с заказами от высоких должностных лиц, фамилий называть не буду. С ними рассчитываюсь строго по прейскуранту, с "барского плеча" ничего не перепадает...

СИМВОЛ УКРАИНСКО-ГРУЗИНСКОЙ ДРУЖБЫ

У Федорцова в запасе -- куча житейских баек. Некоторыми он и со мной поделился.

-- Приносит один ветеран войны бочонок для вина -- подарок однополчанину-грузину к юбилею. А что написать, чтоб и кратко было, и красиво -- не знает. Предлагаю: с одной стороны -- строку из творчества Расула Гамзатова: "Пить можно всем, необходимо только знать, когда и с кем, за что и сколько". С другой -- из Остапа Вишни: "Хто не п’є -- або хвора людина, або ж велике падло". Словом, полная дружба народов. Надо было видеть, в каких чувствах забирал он свой презент!

-- А эту можно назвать "женская интуиция". Приносит одна женщина дорогие часы и просит написать на них: "Дорогому Васильку от любящей Афродиты". Причем... на внутренней стороне крышки, закрывающей механизм. Понятно: для любовника старается, чтоб жена, значит, не усекла. Усмехнулся про себя, но сделал. Через пару дней случайно встречаю эту "Афродиту" -- а у ней под глазом "фонарь". Не утерпел, поинтересовался, что случилось -- неужто подарок не понравился? Оказывается, жена все же надпись "вычислила" и рассчиталась с разлучницей по-свойски. Такая вот "лямур па де труа".

А ВЕНЗЕЛЬ НА ИЗУМРУДЕ ВЫРЕЗАТЬ -- СЛАБО?!

Сейчас клиенты, как правило, просят сделать незатейливые и, соответственно, относительно недорогие дарственные надписи типа: "Желаем паре молодой в любви и радости большой дожить до свадьбы золотой"; или: "С днем рожденья поздравляем, счастья, радости желаем". Иногда -- медали к различным юбилеям и памятным датам, вручаемые "виновникам" торжества и пылящиеся затем у них на полках и в ящиках. За границей такой "хэнд мейд", ручная работа, выполненная в единственном экземпляре, очень ценится. К примеру, роскошная медаль, за которую мастеру Федорцову хорошо, если дадут 50 гривен, в Германии с легкостью ушла бы за 250--300 марок.

Конечно, случаются и солидные заказы. Например, новые украинцы хотят нечто такое, чего ни у кого нет: уникальный рисунок, накладную монограмму на перстень, украшенное искусной резьбой ружье, кинжал, катану (самурайский меч). Один человек, например, заказал вырезать его монограмму на изумруде. Поинтересовавшись ценой, такие клиенты не торгуются, при расчете не копейничают. Сдачи как, правило, не берут, а если гравировка очень понравилась -- могут и сверху накинуть.

Но подобная удача бывает редко, в лучшем случае пару раз в год. Чаще предлагают хорошо заплатить за печать либо штамп предприятия, якобы утерянные. Проверить это невозможно, поэтому таких заказчиков Юрий Петрович отправляет в районное управление МВД за разрешением. А то и на нары попасть недолго как соучастнику какой-нибудь аферы. Ведь у каждого мастера свой "почерк", а руку Федорцова милицейские эксперты знают. Это, кстати, единственные клиенты, уходящие от него неудовлетворенными. Всем остальным мастер старается помочь. К примеру, восстановить утерянные офицерские жетоны, которых по молодому делу лишаются порой бесшабашные лейтенанты.

"Если работа интересная -- берусь даже не ради заработка, а "из любви к искусству", -- говорит он. -- Недавно пришел парень, просит: сделайте надпись на пряжке ремня, но чтоб выглядела, как фирменная. Образец показывает, на итальянском языке. Повозился, но получилась, как "родная" -- не отличишь. Взял с него немного, самому интересно было попробовать.

...А монограмму на "печатке" мне Юрий Петрович таки сделал: девятнадцать лет назад! Это был свадебный подарок моей первой супруге. Не зря говорят: гора с горой не сходится...

И вместо постскриптума.Когда верстался номер, мы узнали, что на прежнем месте гравер Федорцов уже не работает. Новому зарубежному хозяину помещения, где мастер снимал угол, оно срочно понадобилось для какой-то рекламы...