Выпуск газеты Сегодня №203 (955) за 12.09.2001
"ЧЕРТОВЫМ" КОЛЕСАМ ГРОЗИТ ВЫМИРАНИЕ
Первые "чертовые" колеса в Киеве появились в конце 50-х годов. Ими тогда щедро снабжали все парки культуры и отдыха (самым "зрелищным" было колесо обозрения в Центральном парке, которое стояло на месте нынешней автостоянки возле филармонии, а убрали его еще до того, как соорудили Арку дружбы народов). На сегодняшний день в столице осталось всего три колеса: в парках Победы, Партизанской славы и Голоссеевском. Самому старому (в парке Победы) в этом году стукнет 30 лет, самому молодому (Голосеевскому) -- 15. И это при том, что срок их эксплуатации всего 10 лет...
При Союзе отработавшие свое колеса демонтировали, на их место ставили новые. Теперь же не остается ничего другого, как просто их ремонтировать. Дело в том, что всему СССР колеса обозрения поставлялись из России. Сегодня она для нас -- заграница, а новый импортный аттракцион среднего пошиба стоит не меньше $50 тыс. У аттракционного хозяйства, которое работает себе в убыток, таких денег нет. А так не хочется лишать киевлян возможности лицезреть живописные окрестности столицы! Вот и перебиваются колеса ежегодным техосмотром, с последующим продолжением срока эксплуатации. (Мне рассказали, что перед началом сезона в каждую из 20 кабинок колеса загружают по 400 кг песка и прогоняют по кругу в течении 20 минут, после чего проверяют все механизмы.) Могут заменить мотор, трос, обновить покраску, но основа остается прежней.
Руководство всех трех парков твердит, что по прочности металла этой основе нет равных и прослужить она может не один десяток лет. Недаром же в "те" времена советские колеса обозрения ценились во всем мире (нынче популярные чешские, американские и итальянские металлоконструкции рассчитаны всего на 2--3 года). Но, как заметил Владимир Абрамович, бывший начальник управления парков столицы, всему приходит конец, под влиянием снега и дождя металл стареет. Выходит, некогда самый безопасный аттракцион постепенно превращается в бомбу замедленного действия? Не хочется драматизировать ситуацию, но рано или поздно "чертовых" гигантов придется срезать.
Впрочем, та же участь постигнет и другие аттракционы, на которые "богаты" наши парки. Больно наблюдать, как умирают морально устаревшие "лодочки", "ромашки", "светофоры". А ведь они, в отличие от импортных, доступны всем -- цена для взрослых сегодня не превышает 1,5--3 гривен. Как альтернативу отживающим свое "советским" аттракционам в Киеве не так давно построили "Евро-луна-парк". Там, действительно, есть на что посмотреть, но цена полного билета в будние дни 30 грн., в выходные и праздничные -- 40. Да и тамошнее колесо обозрения, кстати, итальянского производства, в диаметре -- всего 18 м, тогда как "наши" -- 25--28 м.
Так что же, в скором будущем нам придется полностью отказаться от дешевых аттракционов? Будем надеяться, что нет. В главном управлении культуры сообщили, что следующий год, возможно, будет объявлен годом культуры. Тогда все аттракционы в столичных парках будут обновлены. Кстати, недавно в Виннице открылся первый в Украине завод по изготовлению аттракционов. Может, он захочет когда-нибудь заняться производством таких колес? Было бы неплохо.