1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №203 (955) за 12.09.2001

МУЗЕЙНЫЕ ВОРЫ В ЧЕРНИГОВЕ ИСПОЛЬЗОВАЛИ МЕТОДЫ СПЕЦСЛУЖБ

В Чернигове в четвертый раз ограблен художественный музей. Воры придумали и воплотили простой, но гениальный план. Лишь счастливая случайность помогла их поймать и вернуть государству семь бесценных картин.

До 1998 года музейные хранители и местные стражи закона пережили три кражи: периодически исчезали картины и скульптуры, репродукции которых в альбоме Черниговского художественного музея украшают первые страницы. Самой масштабной была кража 1998 года -- тогда исчезли произведения на 2,5 миллиона долларов. Общую же стоимость всего украденного специалисты оценили в 3,5 миллиона, но это только скромные прикидки. Реальная стоимость картин выясняется только тогда, когда их выставляют на аукцион. Впрочем, узнать об этом пока не представляется возможным -- ни одна кража не была раскрыта, ни одна картина или скульптура так до сих пор нигде не "всплыла".

ВОРЫ ПРОВЕЛИ В МУЗЕЕ СУТКИ

Четвертого сентября сотрудники Черниговского управления по борьбе с организованной преступностью задержали двоих человек, пытавшихся продать некие картины -- в момент задержания никто понятия не имел, откуда взялись эти произведения искусства. Когда убоповцы описали сотрудникам музея найденные полотна, те их сразу признали -- они действительно из музейного фонда (в настоящее время заперты в хранилище под сигнализацией и "семью печатями").

Помещение и после кражи оказалось запертым и опечатанным. Никаких следов взлома. Но семь рамок зияли пустотой.

"Преступление было организовано на очень высоком уровне, -- скажет потом начальник областного управления МВД Михаил Манин. -- Один из организаторов имел опыт оперативной работы, потому при ограблении группа использовала методы, которые используют спецслужбы".

Впрочем, правоохранители отказываются пока говорить о подвигах службиста на невидимом фронте. Из неофициальных источников "Сегодня" удалось узнать лишь, что он украинец, житель Чернигова, лет пятнадцать назад был кадровым офицером. По слухам, служил в КГБ...

Второй задержанный оказался не менее замечательной личностью: это директор фирмы, которая около четырех лет подряд, по заказу местного управления культуры, делала ремонт в музее. Директор досконально знал музей, систему сигнализации, имел доступ ко всей музейной технической документации. Естественно, он мог изучить все лазейки, узнать, где и как действует сигнализация.

Директор, видимо, решил, что с такими знаниями и подготовкой ограбить музей -- дело соблазнительное и, как выяснилось, плевое. Дыры в охране здания бывшей женской гимназии позволили пролезть в него двум крупным мужикам, незамеченными просидеть в здании сутки и вынести из него семь картин. Продай их сам музей -- он мог бы утопать в роскоши несколько десятилетий.

Корреспонденту "Сегодня" удалось краем глаза увидеть видеозапись воспроизведения преступления с участием самих задержанных и убедиться в том, насколько хитроумен и в то же время прост оказался осуществленный ворами план.

В ночь на 1 сентября двое мужчин, воспользовавшись тем, что одно крыло П-образного здания музея не поставлено под сигнализацию, по внешней железной лестнице взобрались на второй этаж. Под легким нажатием плеча хлипкая дверь гостеприимно распахнулась. Они зашли внутрь и поднялись на чердак. Здесь дверь оказалась более надежной, но воры подготовились к такого рода препятствиям и запаслись связкой ключей. Потом через весь чердак, совсем не оборудованный сигнализацией, они прошли в противоположное крыло.

Таким образом, воры оказались как раз над тем помещением, где находится хранилище музейного фонда. Здесь, затаившись, провели всю ночь. Утром в музей явились его сотрудники и рабочие, которые уже много лет ведут здесь нескончаемые ремонтные работы. Сигнализация была частично отключена. Под шум их молотков любители прекрасного, определив нужное место, стали долбить дырочку. Сначала она была небольшой -- чтобы просунуть руку и определить, где находятся провода пожарной сигнализации.

Вскоре провода уже не были помехой. Тогда дыру расширили до необходимых размеров и по самодельной веревочной лестнице вдвоем спустились в хранилище. Здесь, естественно, все находилось под сигнализацией. Но за дело ведь взялись люди подготовленные! Часть сигнализационных устройств заблокировали. Остальные старались огибать, ползая на корточках под лучами и прижимаясь к стенам.

В хранилище они провели около трех часов, выбирая картины и вырезая их из рамок. Взяли как минимум семь. Свернули, погрузили в большую базарную сумку и по той же веревочной лестнице поднялись на чердак. На чердаке провели весь оставшийся день. Когда все сотрудники покинули музей, так же по чердаку мужики вернулись в "незасигнализированное" крыло и около полуночи выбрались на улицу. Веревочную лестницу и инструменты выбросили в Десну.

ИХ ПОГУБИЛА ЖАДНОСТЬ

Без всякого промедления стали искать покупателя. А может быть, нашли заранее. И попытались "толкнуть товар" по договорной цене -- за миллион долларов. В это время картины кочевали из одной квартиры в гостиничный номер, а потом в другую квартиру. По словам замначальника Черниговского УБОП Николая Навары, покупатель уже готов был выложить за картины кругленькую сумму. Но ребятам цена показалась низкой -- они подняли ее до полутора миллионов. Пока покупатель раздумывал, кто-то из тех, кто знал о краже и каким-то образом был задействован в процессе купли-продажи, посвятил правоохранителей в то, что в Чернигове пытаются продать ценные произведения искусства.

Убоповцы предполагали, что наконец-то всплыли полотна, украденные еще в 1998 году, и четвертого сентября заявились в указанную доброжелателем квартиру, где нашли картины и двоих из четырех членов группы, так или иначе участвовавших в краже. Но картины оказались "свежеукраденными". Вскоре взяли остальных. Установлен также и покупатель: правда узнать больше того, что он гражданин одной из стран ближнего зарубежья и "пойдет" по делу в качестве свидетеля, не удалось.

ПЕРВЫЙ БЛИН КОМОМ?


СПРАВКА "СЕГОДНЯ". Перечень украденных полотен.
Грез Жан Батист. "Портрет девушки в белом чепчике". 1770--1780.
Крачковский И.Е. "Пруд на фабричной окраине". 1882.
Горне А. "Возле колодца".
Неизвестный художник. "Мадонна с младенцем". ХVIII в.
Иеромонах Самуил. "Портрет Натальи Долгорукой".
Неизвестный художник. "Мадонна в кресле" (Копия с картины Рафаэля). ХVIII в.
Клодт М.К. "Опушка".


У правоохранителей и музейных работников, когда страсти немного улеглись, возникло некоторое расхождение касательно стоимости украденного. Милиционеры говорят о том, что стоят эти полотна, как минимум, восемьсот тысяч долларов. Между тем, по слухам, никто даже из столичных экспертов пока не берется дать им реальную оценку.

Директор же музея Ирина Ральченко заявляет, что цифра завышена на порядок -- картины стоят 78 тысяч условных единиц. Такова, говорит Ирина Григорьевна, оценка фондово-закупочной комиссии музея. Тем не менее она признает, что реальная цена подобных произведений может определиться лишь на открытых торгах.

"Сами воры сказали, что если бы мы не стали на их пути, они наладили бы отличный путь для дальнейших краж", -- рассказал начальник Черниговской милиции Михаил Манин.

Работники же музея, несмотря на раскрытие этого преступления, считают новые кражи вполне реальной перспективой...