1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №208 (960) за 18.09.2001

ЦЕНА НА ГОРЮЧЕЕ МОЖЕТ "ВЗОРВАТЬСЯ"

И теракты в США, имеющие последствием повышение мировых цен на нефть на 10--12%, здесь ни при чем. "Взрывное" подорожание бензина может вызвать введение акцизного сбора с топлива, производимого в Украине.

Если летом 99-го цена на "горючку" стремительно взлетела, а 2000-го -- медленно ползла вверх, то за три летних месяца сего года бензин на автозаправках подешевел в среднем на 5 копеек за литр. Сегодня разные марки горючего, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, дешевле на 3--16 коп. В компании "Шелтон-нафта" считают, что -- благодаря успешной работе украинских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).

Действительно, по данным производственного объединения "Укрнефтехимпереработка", сегодня на 65--85% (в зависимости от вида горючего) потребности внутреннего рынка обеспечивают именно отечественные производители. Поэтому ситуация пока спокойная и предсказуемая. Опрос операторов рынка -- 32 компаний, 6 НПЗ и ОАО "Укрнафта" -- показал, что в 31 из них считают, что мировой взлет цен не спровоцирует подорожание топлива в Украине. Еще 7 компаний допускают спекулятивное повышение цен, но не более чем на две недели. А в "ТНК-Украина", "Кременчугской нефтяной компании", "Лукойл--Украина", "Казахойл--Украина" и "Укрнафте" сообщили, что производители и нефтедобытчики, как российские, так и украинские, не паникуют и продолжают работу в прежнем режиме.

Оно и понятно, откуда такой оптимизм: летом переработка нефти, по сравнению с аналогичным периодом 2000-го, выросла на 55% и достигла 3503 тыс. тонн. Но -- рано радовались: ситуацию может взорвать введение акцизов с нефтепродуктов, которые производят отечественные НПЗ. Согласно изменениям в декрете правительства "Об акцизном сборе", акцизы в 40 евро с 1 тонны дизтоплива и 60 евро с тонны бензина должны взиматься не с компаний-давальцев, а с самих НПЗ.

Собственно, этот акциз никогда не взимался, ибо по закону "Об иностранных инвестициях" от 1992 года давальцы -- предприятия с иностранными инвестициями -- имеют льготы, позволяющие акцизы не платить. А изменения к названному декрету породили несостыковки с другими законами, например, "Об операциях с давальческими сырьем во внешнеэкономических отношениях", каковыми и воспользовались НПЗ, в судах отстоявшие право не уплачивать акциз. "Для предприятия, реально занимающегося нефтебизнесом, уплата акциза наперед, еще до получения готовых нефтепродуктов, означает отвлечение оборотных средств в крупных размерах, -- комментирует ситуацию Артем Щербань, руководитель компании "Гефест". -- Как часто бывает, низкий профессионализм представителей законодательной власти выльется в большие потери для отечественного производителя, что поспособствует его уходу в "тень"".

Но если акциз все же восторжествует, "тенезация" угрожает не только производителям, но и всему рынку. Обложенные по всем статьям, украинские нефтепродукты просто не в состоянии будут конкурировать с импортными. Более того, основные давальцы сегодня являются либо владельцами НПЗ, либо управляющими госпакетами акций или арендаторами производственных мощностей. Именно эти компании отвечают перед государством за состояние заводов. А степень изношенности оборудования на украинских НПЗ, самому молодому из которых -- "Лисичанскнефтеоргсинтезу" -- 25 лет, составляет не ниже 80%. Поэтому, считает Валерий Берляев, председатель правления АО "Кременчугская нефтяная компания", "государству целесообразно принять меры по облегчению налогового режима для НПЗ. В частности, освободить нефтепереработчиков от уплаты акцизного сбора, значительно повышающего отпускную цену горюче-смазочных материалов. От этого прежде всего выиграет конечный потребитель. А ту часть прибыли, которая реинвестируются в модернизацию производств и идет на экологические программы, необходимо освободить от уплаты налога на прибыль".

В самом деле, заложниками акциза становятся не столько НПЗ и их новые хозяева, сколько владельцы автомобилей, которым из своих кошельков придется покрывать соответствующее удорожание "горючки". По подсчетам специалистов "Укрнефтехимпереработки", цены на бензоколонках, в случае выплаты всех причитающихся акцизов, вырастут на 20--35 копеек на литре горючего (в зависимости от его марки). Сегодня НПЗ -- единственные, кто сдерживает рост цен на "горючку" -- уже подумывают, как повысить их на 10--20%. А это значит, что рынок может сорваться в штопор. Насколько привлекательной для автолюбителей станет А-76 по 2,1 грн. за литр, АИ-92 -- по 2,36 грн., а "солярка" -- по 1,98 грн.?

Ответ на это скоро даст Конституционный Суд, который, по данным "Укрнефтехимпереработки", пока считает, что НПЗ и давальцы вправе не платить акциз.