1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №208 (960) за 18.09.2001

ИНСПЕКТОР ВОДКЕ НЕ ПОМЕХА?

Да-а, расслабились водители не на шутку... После того, как вступил в силу закон, запрещающий сотрудникам ГАИ штрафовать, снимать номера и забирать удостоверения у провинившихся автомобилистов. Попытка улучшить ситуацию на дорогах, смягчив систему наказаний, привела прямо к противоположному. Водители не только не воспылали нежными чувствами к инспекторам, но, похоже, вообще перестали обращать на них внимание. В результате кривая аварийности и смертности на дорогах резко поползла вверх.

В целом по Украине количество травмированных в дорожно-транспортных происшествиях по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 1370 человек (всего 23,5 тысячи), а погибших -- на 600 человек (всего 3,5 тысячи). Самые страшные по последствиям аварии случаются по вине пьяных водителей. Каждый год они провоцируют почти 2 000 ДТП, в которых гибнут более 200 и получают травмы почти 2,5 тысячи человек.

В Киеве до принятия закона такие дорожно-транспортные "приключения" случались один раз в неделю-другую, теперь их регистрируют чуть ли не каждый день. Так, в минувшую субботу в столице произошло 10 ДТП, из которых 4 -- по вине пьяных водителей (пострадали 9 человек). Кроме этого, сотрудники столичной ГАИ ежедневно ловят до 50 (!) нетрезвых водителей, причем некоторых по 3--4 раза. В Германии, например, если у задержанного в крови обнаружено 0,3 промилле алкоголя (1 л пива или 100 гр водки), тот может загреметь за решетку на 5 лет. На такой же срок можно лишиться свободы, если выпивший водитель попал в аварию не по своей вине. У нас же, по новому закону, инспектор не имеет права отбирать машины даже у "тяпнувших". Сотрудники ГАИ, как правило, берут расписки о том, что те не сядут за руль в этот день. Но ведь садятся!

Что касается штрафов, то новый закон -- своего рода палка о двух концах. С одной стороны, его можно рассматривать, как отдаление работников милиции от кошельков граждан. Но в то же время, как показывает практика, сами водители не против того, чтобы их штрафовали на месте -- составление протоколов и судебное разбирательство отнимает слишком много времени. К тому же усложняется механизм поступления в госбюджет денег от выплаты штрафов. Так, если в 2000 году в казну поступило 138,5 млн. грн., то после нововведения эта сумма, по предварительным подсчетам, уменьшиться по крайней мере на 60 млн. грн.

-- Изменения в законодательстве, инициированные комитетом Верховной Рады по вопросам борьбы с организованной преступностью разрабатывались без участия сотрудников ГАИ, -- прокомментировал ситуацию заместитель начальника Главного управления ГАИ МВД Украины полковник милиции Сергей Левченко. -- Конечно, законодатели руководствовались добрыми намерениями -- желанием адаптировать систему наказаний к цивилизованным стандартам. Но, как видим, благие намерения негативно отразились на дисциплине участников дорожного движения. Я считаю, что такое "бархатное" законодательство эффективно лишь в законопослушном обществе и при условии, что у водителей сильно развито чувство ответственности. К сожалению, об украинском водителе этого не скажешь.

Не исключено, что в этом законе со временем будут сделаны некоторые поправки или его действие вообще приостановят. Но как бы там ни было, а водителям стоит призадуматься: неужели штраф -- единственный стимул к порядку на дорогах? Согласитесь, пряники намного приятнее кнута.