1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №211 (963) за 21.09.2001

ЛЮДИ-НЕВИДИМКИ С... ВОКЗАЛА

Поднимаясь по лестнице на третий этаж Центрального вокзала, все гадала: какие они -- эти люди-невидимки, которых слышат миллионы, а видят только коллеги и родственники? Голоса дикторов, сообщающих информацию о прибытии-отбытии поездов, безликие и монотонные. Наверное, тетки скучнейшей породы. Вот и дверь. Стучу. Не дождавшись ответа, сама заглядываю. Три милые женщины. "Вам кого?" -- спрашивают. Узнав, кто я, дружно заулыбались.

-- О! Мы уж подумали, что вы к нам на работу устраиваетесь. Проходите.

Знакомлюсь с обстановкой. Две комнаты: дикторская и для операторов. Захожу во вторую. Четыре стола, три компьютера. На экране одного из мониторов мелькают картинки.

-- Этот показывает, что происходит на смотровом табло над эскалатором, -- объяснили операторы. -- С помощью двух других выводим расписания поездов на информационные табло по всему вокзалу. Вернее, сами расписания уже запрограммированы, мы лишь изменяем путь и время.

На экране высвечены 40 проходящих и прибывающих в Киев поездов и около 30 -- отправляющихся из Киева. "Не так уж и много", -- заметила я.

-- Попробуйте сами по 12 часов в сутки (смена. -- Авт.) c цифрами поработать -- мозги становятся набекрень, -- возразили мне. -- Да еще пять телефонов звонят: тот поезд опаздывает, другой ушел на отстойник. Ни на одну цифирку ошибиться нельзя, чтобы на весь вокзал не опозориться...

Валентина Дехтярева здесь работает три месяца. "Я не оператор, а только учусь", -- отшутилась она. Лидия Ступак, оператор, работает уже 23 года. Нина Тарасенко -- диктор с 24-летним стажем.

Захожу в дикторскую. На столе -- огромный компьютер, большие электронные часы, микрофон и куча телефонов с миллионом кнопочек. Нина Михайловна как раз зачитывала объявление о сервис-центре, который открылся на вокзале в начале сентября. Закончив, нажала ногой на специальную педальку, чтобы отключить микрофон.

-- После железнодорожного училища работала в "справке", а потом взяли сюда. Наверное, моя дикция начальству понравилась. Занималась дополнительно с репетитором. К нам и сейчас иногда с телевидения один такой приходит.

Пока разговаривали, диктор делала какие-то манипуляции с компьютером. Внезапно услышала, как чей-то голос начал объявлять о прибытии поезда. "А это кто еще?" -- удивилась я.

-- Компьютер. У нас он недели две назад появился. До этого все-все объявляли вживую. Теперь информацию об отправке-прибытии-опоздании поездов рассказывает голос в записи. С кого записывали? Голос на русском языке -- диктора из Борисполя, на украинском -- нашей коллеги из другой смены. Кстати, заметили, что некоторые объявления только на украинском, а некоторые -- дублируются и на русском языке? "Одноязычные" -- для поездов, которые курсируют по Украине, "дубли" -- российского сообщения. А поезд "Киев--Прага" объявляется еще и на чешском языке. Обещают заложить в компьютер вариант на английском.

Рассматриваю экран компьютера. Справа -- расписание поездов, выделенные разными цветами, чтобы лучше ориентироваться, какие прибывают, убывают, опаздывают. Слева -- перечень объявлений, которые также подаются в записи. Читаю: "инструкции", "придерживайтесь правил безопасности", "эпидемия гриппа", "угроза взрыва" и т.д. А вот частные объявления компьютер не сделает.

-- Не каждое сообщение может быть передано во всеуслышание, -- рассказывает Нина. -- Например, прибегает в справочное бюро парень и просит: "Я хоть 100 "баксов" заплачу, но скажите ей, как я ее люблю". Пардон, но такого мы не имеем права делать. Равно, как и "зашифрованные" сообщения типа: "Дуся, жду у входа. Сюся". А вдруг это бандитский пароль какой-то? (Смеется.)

-- Ты ей о реконструкции вокзала расскажи, как три месяца в военно-полевых условиях работали, -- вставила вдруг Валентина. -- Когда вместо электронных табло дощечки через каждые пять метров стояли и девчонки на них мелом расписание писали. Представьте, стоят они с рациями, слушая сообщения диктора, а вокруг стройка кипит -- ни черта не слышно! Тогда на дикторе все было завязано (впрочем, как и сейчас): служба безопасности, начальник вокзала, дежурные. Ответственность -- чрезвычайная.

-- Страдает ли голос? Не без этого, -- говорит Нина. -- От першения в горле лучше всего помогает вода с лимончиком.

До реконструкции дикторы центрального и пригородного вокзалов находились в одном месте -- в башне с часами, или как они сами ее называют -- "голубятне". Сейчас там только пригородные "глашатаи".

Решила и к ним заглянуть. Меня встретила диктор Наташа. Условия, в которых она работает, пока еще не очень. Компьютер только у оператора. А вот все объявления диктора звучат вживую. Подсчитала: в сутки примерно 120 электричек прибывает и столько же отбывает. А ведь они еще и опаздывать умеют, и турникетами людей нужно научить пользоваться и еще много чего нужно рассказывать. В общем, рот у бедной девушки почти не закрывается. Правда, и здешних дикторов обещают вскоре снабдить супертехникой с искусственными голосами.