1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №212 (964) за 22.09.2001

ДЕТСКОМУ КУРЕНИЮ ВКЛЮЧЕН "СТОП"

Год назад всеукраинская благотворительная организация "Общественный Совет по социальным проблемам подрастающего поколения", объединившая 52 организации из 18 регионов и Киева, начала реализацию программы по борьбе с детским и подростковым курением. Сегодня доказавшая свою социальную значимость программа выходит на общенациональный уровень.

Инициаторами программы по противодействию доступу несовершеннолетних к сигаретам в торговых точках выступили Госстандарт, компания "Филип Моррис Украина" (главный финансовый и технический спонсор), Украинская ассоциация потребителей, Институт потребителя, Всеукраинская рекламная коалиция и рекламные агентства "БигБорд" и "Виллард груп". Как отметила Марина Галябарник, исполнительный директор "Общественного Совета", накануне первого этапа программы и после него Институт потребителя и Восточноукранский фонд социальных исследований проводили опросы продавцов сигарет в Киеве, Одессе, Львове и Харькове, чтобы выяснить, известно ли им, что реализация сигарет несовершеннолетним запрещена законом. И оказалось, что год назад всего 25% работников прилавка были в курсе, что продажа табака лицам до 18 лет незаконна, а уже после первого этапа программы 68% торговцев знали об этом. Очевидно, мощное информационное воздействие программы выразилось и в том, что за год удалось по крайней мере остановить рост подросткового курения (сегодня курят 38% детей 11--15 лет), тогда как, к сожалению, употребление наркотиков несовершеннолетними возросло с 28% до 63%.

Выходя на общенациональный уровень, программа охватывает все города Украины с населением более 50 тыс. человек. Соответственно почти вдвое -- до 24000 -- увеличивается количество торговых точек, которые снабжаются новыми информационно-рекламными материалами. В частности, на витринах, кассовых аппаратах и дверях магазанов появятся наклейки о запрете продажи сигарет несовершеннолетним, продавцам предложат подписать декларацию о присоединении к программе и снабдят тематическими памятками для детей, котрые попытаются купить вредное зелье. Все информационные материалы, включая 300 "антитабачных" биллбордов, которые разместят в излюбленных детьми и подростками местах, содержат лозунг "Я досягну успіху без куріння" и логотип "Стоп продаже сигарет несовершеннолетним". И если вы увидели такой -- значит, программа "зацепила" и вас.

Инициаторы программы делают упор на незаконности продажи табака несовершеннолетним, но, к сожалению, отечественное законодательство довольно благодушно относится к торговцам-нарушителям. Как нам уточнили в Госстандарте, 156-я статья Административного кодекса предусматривает для них штраф от 85 до 340 гривен. Но, положим, столичное управление по защите прав потребителей пока никого не наказало за продажу сигарет несовершеннолетним, однако выразило готовность сотрудничать с "Общественным Советом" в этом направлении.

Наконец, о том, зачем АО "Филип Моррис Украина" уже несколько лет поддерживает борьбу с детским и подростковым курением (только в этом году выделив в бюджет "Общественного Совета" 2 млн. грн.), тем самым сокращая число потенциальных потребителей своей продукции. Позиция компании такова: курить или нет -- этот право выбора для взрослого человека, дети и подростки должны быть ограждены от табака, в том числе и на уровне маркетинга, рекламы и промоутерских акций. "Ни один социально ответственный человек не хочет, чтобы несовершеннолетние курили. Не хотим этого и мы", -- заявила компания "Филип Моррис Украина".