1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №214 (966) за 25.09.2001

КОРАБЛЬ НА ВЕЧНОМ ПРИКОЛЕ

Сегодня, несмотря на серость и неухоженность, у речного вокзала собираются тысячи киевлян. Многие и не подозревают, что еще в 30-е годы это место в столице хотели сделать настоящим "дворцом на воде". Но получилось лишь здание-корабль, которому на днях исполнится 40 лет.

Впервые о строительстве в Киеве современного речного вокзала вместо "ветхого, невыразительного и маловместительного речного павильона" задумались в 1932 году.
Через четыре года Наркомвод утвердил разработку проекта строительства "главных речных ворот столицы". Прежде всего здание вокзала было рассчитано на одновременный прием 3000 пассажиров (прогноз на 1942 г.). В комплекс вокзальных помещений обязательно должен был войти главный вестибюль, залы ожидания, ресторан в 750 кв. м. и ряд сервисных служб -- билетные кассы, камеры хранения, ланч-буфеты, читальни, сберкасса, отдельное помещение матери и ребенка и т.д.

Место новостройки не меняли -- район Почтовой площади, которую к тому времени уже освободили от знаменитой "шевченковской" церкви Рождества Христова. Здесь и предстояло разгуляться лучшим советским архитекторам. По замыслу авторов, тут мог бы появиться воздушный, весь в открытых террасах дворец-бельведер (проект Шилянского) или выставочный павильон с башенкой-маяком, окруженный роскошной колоннадой (проект Холостенко и Каракиса). Но еще более смелыми были проекты студентов Киевского строительного института, привлеченных к конкурсу: специально разработанные системы зубчатых береговых причалов; многоуровневые перроны для разделения приезжающих и отъезжающих пассажиров; ажурный мостик от Почтовой площади к зданию вокзала и даже устройство специальной бухты для причала судов, в центре которой должна была появиться колоссальная колонна...

Но ни один из представленных проектов не стал реальностью. А начавшаяся война и послевоенное восстановление города отложили строительство речного вокзала почти на 30 лет. А появился он к очередному партийному съезду. 27 сентября 1961 года к новому сооружению причалило первое судно -- теплоход "А.М. Бойченко".

Тогдашние газеты писали: "Речной вокзал напоминает большой океанский корабль. Здание окружено широким балконом с ажурной решеткой, легкой колоннадой и имеет настоящий "капитанский мостик" -- рубку связи и сигнализацию с высокой мачтой-антенной. А завершается башня каравеллой-флюгером длиной 1,5 м из оргстекла с парусами из позолоченого дюралюминия. К воде спускаются широкие гранитные ступени, поделенные площадками на четыре секции для швартовки судов при различном уровне воды в Днепре".

Вокзал рассчитан на одновременное обслуживание 550 пассажиров. К их услугам залы ожидания на 3 и 4 этажах, отделение связи, ресторан на 75 мест, летний буфет на открытой террасе, небольшая гостиница, читальная комната и душевая, где "перед выходом в город пассажир сможет помыться и выстирать одежду". От судна автокаром багаж попадал по специальному туннелю в камеру хранения. Внутри -- декоративные панно из новейших тогда материалов: керамики и цветного цемента. Сооружение, облицованное белоснежным инкерманским известняком, казалось очень современным и нарядным. У романтичной молодежи 60-х оно рождало мечты о дальних путешествиях и приключениях. А местный ресторан называли "свадебным".

За 40 лет все вокруг изменилось, здание постарело, а речной транспорт переживает не лучшие времена. Но будем надеяться, что кроме популярных молодежных "плавучих дискотек" возродятся старые удобные и любимые киевлянами маршруты водных перевозок, а вокзал опять станет местом романтических встреч.