Выпуск газеты Сегодня №216 (968) за 27.09.2001
НА СЪЕМКАХ "ЧЕЛОВЕКА-АМФИБИИ" КОРЕНЕВ ЧУТЬ НЕ ПОГИБ
-- "Человек-амфибия" -- фильм, по тем временам, фантастический. При отсутствии техники для подводных съемок удалось многое сделать, как в Голливуде...
-- Мы снимали на моей родине -- в Крыму, я ведь из Севастополя. Не было техники, осветительных аппаратов. Будете смеяться, но даже с ластами проблемы были! Их нам изготовили на ленинградской студии из формопласта. Дублер подменял меня только в нескольких кадрах, все остальное с Настей Вертинской мы делали сами. Специально занимались с тренером. В одном из эпизодов на мне была длинная тяжелая цепь, и матрос, который держал конец этой цепи, выпустил ее из рук. Естественно, меня сразу потащило на дно. Хорошо, что оператор сориентировался и подхватил цепь -- успел.
СПРАВОЧНОЕ БЮРО
На съемки к режиссеру картины "Человек-амфибия" Чеботареву Коренев попал совершенно случайно. На дипломном спектакле "Ночь ошибок" его увидела ассистент режиссера Ленфильма и пригласила на пробы. Владимир Борисович приехал и был в течение часа утвержден.
-- К вам очень рано пришла такая популярность, которую выдержит не каждый молодой человек...
-- Я и тогда, и сейчас считал, что надо жить по-христиански и благодарить Бога за то, что ты живешь. Мы с женой Аленой расписались на последнем курсе института, и я уехал с однокурсниками в Финляндию, а потом сразу на съемки "Человека-амфибии". И только через 10 лет мы сыграли настоящую свадьбу.
-- Почему именно Алену вы выбрали среди тысяч московских девушек?
-- Алена была редкой красавицей. Сирота, она отличалась от большинства какой-то необычайной чистотой и надежностью. Конечно, она ревновала. Но, будучи мудрой женой, сумела сохранить выдержку.
КАК БУРКОВ И КОРЕНЕВ ВАРИЛИ БРАЖКУ
-- Но вы, как мужчина, сумели обеспечить ее на первых порах хоть жильем?
-- Что касается жилья, то на первых порах инициатива тоже принадлежала ей. Алена первая пришла в Театр имени Станиславского, в котором я работаю по сей день. Ей дали маленькую комнату в декорационном цехе, в котором хранились и расписывались декорации. Кстати, там жили не только мы с Аленой, но и Женя Урбанский, и еще несколько человек. По вечерам у нас собирались гости, Женя играл на гитаре... Было здорово. (Евгений Урбанский -- один из самых популярных актеров 60-х, исполнитель главной роли в фильме "Коммунист". Погиб в 33 года во время съемок картины "Директор". -- Авт.)
Потом, когда мы с Аленой переселились в общежитие, нашими соседями были Жора Бурков, Алексей Глазырин... Жора был большой умница, прекрасный, остроумный рассказчик. Впоследствии я очень любил рассказывать всем историю, как мы с Жорой самогон варили. Купили огромную 25-литровую кастрюлю, заварили бражку. Но тут стал я замечать, что она как-то подозрительно убывает. Жорка пытался меня успокоить: дескать, все так и надо, она испаряется, но однажды я его поймал ночью на кухне: стоит себе в тапочках и потихоньку пьет нашу бражку. В конечном итоге никакой самогон мы так и не выгнали.
-- Не сомневаюсь, что поклонниц у вас в те годы было больше, чем достаточно...
-- Поклонницы, конечно, были, но тогда их взаимоотношения с артистами складывались как-то интеллигентнее, чем нынче. Никто не орал под окнами и не разносил вдребезги подъезд. С некоторыми наша семья сохранила отношения на долгие годы.
СПРАВОЧНОЕ БЮРО
Об одной такой поклоннице известно доподлинно. Маленькая рыженькая девушка по имени Валя в начале 60-х специально приехала из Караганды, сняла квартиру в Подмосковье, чтобы иметь возможность ходить на спектакли Коренева и часами ждать его у подъезда театра. Со временем как-то так само собой вышло, что Владимир Борисович попросил девушку помочь им с Аленой присмотреть за маленькой еще тогда дочерью. Валя несколько лет жила в семье Кореневых, и они до сих пор созваниваются, помогают чем могут, считая ее если не членом семьи, то родным человеком.
-- Владимир Борисович, в советские времена вы получали намного больше, чем очень хороший врач. Чувствуете ли вы сегодня стесненность в средствах?
-- Нет, это не совсем так. Во-первых, я ведущий актер Театра им. Станиславского, много занят в репертуаре и получаю приличную зарплату. Помимо всего прочего я преподаю, являюсь деканом актерского факультета в Институте гуманитарного образования, -- и за это, как вы понимаете, мне тоже платят... И вообще, когда актеры жалуются на "стесненные обстоятельства" -- знайте, что никто из них не нищенствует.
"ВСЕ МЫ ЛЕНИВЫ И НЕЛЮБОПЫТНЫ"
-- Почему вы в последние годы мало снимаетесь в кино?
-- Отчасти -- потому что нынче нечасто приглашают, отчасти -- потому что кино настоящего теперь почти не снимают. Засилье американской культуры -- вещь небезобидная. Мы и так-то не очень себя ценим или бережем то, что создано... Да и болтать любим больше, чем работать. Помните слова народной песни "Дубинушка"? Между прочим, не автор написал, а народ -- сам про себя: "Англичанин-мудрец, чтоб работе помочь, изобрел за машиной машину, а наш русский мужик, когда станет невмочь, он затянет родную "Дубину". Вот для нас всегда был выход из положения.
Пушкин ведь о русских людях заметил в свое время: "Все мы ленивы и нелюбопытны".
СПРАВОЧНОЕ БЮРО
Отец Владимира Коренева был военным моряком, адмиралом и чрезвычайно веселым, артистичным человеком. Прошел всю войну. Служил даже в Китае. Семья переезжала с одной военной базы на другую. Школу Володя заканчивал в Таллинне. Там начал посещать драмкружок и влюбился в театр навсегда.
-- Володя, ваша дочь Ира тоже стала актрисой. Не пытались отговаривать?
-- Честно говоря, особенно не пытался. Ничего плохого в актерских династиях не вижу. Если у тебя есть комплексы, если плохо варит голова, то ты будешь неудачником в любой профессии.
-- Говорят, что на детях гениев природа отдыхает... Хорошая Ира, с вашей точки зрения, актриса?
-- (Хохочет.) На некоторых природа не то, что отдохнула, но и выспалась! А если серьезно, то мы знаем и другие примеры. К тому же, я не гений.
-- Ваша жена тоже актриса. Если бы все вернуть, женились бы на актрисе?
-- Я же не на профессии женился... "Жену менять, только время терять", да и не всякая стала бы меня терпеть. Конечно, я не святой. Но все мои грехи не настолько серьезны, чтобы их нельзя было простить.
В МИРЕ МУДРЫХ МЫСЛЕЙ
"Счастье -- это вечный страх потерять близкого человека. Понимаю, что если я потеряю -- жизнь станет бессмысленной. Без профессии можно прожить, без любимых людей -- нет".