1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №217 (969) за 28.09.2001

"ДА, НА МЕНЯ МОЖНО ПОДАТЬ В СУД ЗА БЕЗДЕЯТЕЛЬНОСТЬ", --

Так уж получается, что с приближением выборов в Верховную Раду (они намечены, как известно, на март 2002-го года) личность главы Центризбиркома становится объектом пристального внимания. Оно и понятно: от того, какие результаты объявит ЦИК, зависит не только настроение отдельных людей, но и будущее лицо страны. Михаил Рябец, председатель Комиссии, уже несколько месяцев устрашал тем, что парламентские выборы -- под угрозой срыва. Потому что некоторые положения закона об их проведении признаны неконституционными. На прошлой неделе новый закон, принятый Верховной Радой, поступил в администрацию Президента, где тщательно изучается. Михаил Рябец говорит, что новый избирательный закон -- лучше старого, но у Президента есть достаточно оснований, чтобы его не подписать. Что же, собственно говоря, может смущать?

"ДЕПУТАТОВ ПРИХОДИТСЯ ПЕРЕУБЕЖДАТЬ ГОДАМИ"

-- Михаил Михайлович, не так давно вы, извините, плакались, что выборы могут не состояться. Сейчас приняли новый закон, а вы опять говорите, что он -- несовершенен. Кто виноват? Чем занимался Центризбирком, если он не смог сам предусмотреть все острые углы, чтобы их сгладить?

-- Я -- чересчур мужественный человек, чтобы ходить кому-то плакаться или у кого-то что-то просить. Два десятка положений старого (назову его так) закона определены как неконституционные. Но и в новом законе Верховная Рада некоторые из этих норм не привела в соответствие с Конституцией. Причем я об этом говорил еще до голосования. Но к моим словам почему-то не прислушались. Порой годами приходится переубеждать депутатов. А теперь они говорят: нет времени ошибки исправлять.

-- Так что вас, собственно, не устраивает?

-- Не надо персонифицировать. Как главу Центризбиркома меня как раз многое устраивает. Но есть недостатки, которые сначала станут "камнем преткновения", а потом бумерангом полетят в сторону Центризбиркома. А этого я не хочу.

Первый недостаток закона -- положение о формировании окружных избирательных комиссий. На этом этапе партии ставятся в неравные условия. Согласно новому закону участие в формировании окружных комиссии могут принимать только те партии, которые победили на прошлых парламентских выборах. Другие партии этой возможности не имеют. Более того, может случиться, что те, кто имеет право войти в окружные комиссии, вообще не будут принимать участие в избирательном процессе или, в силу определенных объективных причин, не будут зарегистрированы Центризбиркомом в качестве участников избирательного процесса.

Непонятно также, кто будет представлять в окружных комиссиях кандидатов из мажоритарных округов, которые пользуются теми же правами, что и партии.

Вторая проблема -- длительность избирательной кампании. Понятное дело, сейчас сократить избирательную кампанию до 90 дней, после того, как она всегда занимала полгода, нереально. Но процесс сокращения сроков ее проведения нужно начинать. Я считаю, что есть все возможности для того, чтобы вложиться в 120 дней. Смотрите, разве нужно 40 дней для выдвижения кандидатов в депутаты и сбора подписей? Эту работу можно выполнить максимум за 25 дней. Практика по выборам Президента показывает, что первые подписные листы начали поступать уже через две недели после выдачи бланков для сбора подписей. Причем, большинство кандидатов говорили, будто бы собрали в два раза больше подписей, чем требовалось.

-- Кстати, тогда вы подписи проверяли все, или только нужное количество?

-- Конечно, все.

"НИ ОДНО РЕШЕНИЕ Я НЕ ПРИНИМАЮ ЛИЧНО"

-- Помнится, на прошлых выборах не было таких прецедентов, чтобы нарушители закона о выборах были сняты с регистрации. В новом законе такая практика предусмотрена?

-- На прошлых выборах в адрес ЦИК звучали обвинения в бездеятельности. Мол, мы не снимаем с регистрации кандидата или партийный список за нарушение ведения избирательной кампании... Но люди добрые! Мы действовали так, как предписывал закон! А закон фактически не допускал такой возможности. В новом законе такое положение есть. Кроме того он предусматривает ответственность определенных лиц за бездеятельность, если они будут игнорировать случаи нарушения избирательного законодательства.

-- На председателя Центризбиркома тоже можно подать в суд за бездеятельность?

-- Да. А вы что же думали?! И я считаю, что это правильно, демократично. Но сначала пусть соберут такие факты. Пусть скажут, где я допустил бездеятельность, -- и я должен, если такое действительно будет зафиксировано, за нее отвечать. Хотя хочу напомнить, что ЦИК -- орган, который решает вопросы коллегиально. Ни одно решение председатель Центризбиркома не принимает лично. Я только должен обеспечивать организацию деятельности Комиссии и руковожу ее аппаратом. Кстати, на предыдущих президентских выборах один из кандидатов (не хочу его называть, чтобы не делать ему бесплатную рекламу) подал в Верховный суд жалобу на якобы бездеятельность главы ЦИК. Я был привлечен в качестве ответчика и в судебном порядке доказал, что действовал строго согласно положениям закона.

"ОХРАНУ УСИЛИВАТЬ НЕ БУДУ"

-- Вернемся к вопросу об окружных комиссиях. Если за них идет такая борьба, значит, на этом уровне возможна фальсификация результатов выборов? Правда?

-- Нет. Запишите: я не могу подтвердить слова журналиста Шлинчака. А сейчас объясню, почему. Эти комиссии устанавливают результаты выборов на основании протоколов участковых избирательных комиссий. Поэтому считаю, что на таком уровне сфальсифицировать результаты просто невозможно.

-- Возможно, интерес иметь своих представителей в окружных комиссиях объясняется тем, что на подготовительном этапе можно снять того или иного конкурента с предвыборной гонки?

-- В окружных комиссиях будут находиться далеко не однородные политические силы: и левого, и правого спектров, и центра. Поэтому нельзя говорить, что в комиссии, скажем, придут представители только левые и будут, как вы говорите, "давить" правых. Тем более вы должны помнить, что решение окружной комиссии может быть обжаловано в судебном порядке. Согласно новому закону, сроки рассмотрения таких жалоб ограничены, чтобы кандидат или партия не теряли времени на тяжбы в период избирательной кампании.

-- А не кажется ли вам, что было бы логично, если бы в комиссиях были беспартийные, если вы утверждаете, что они выступают только в роли статистов?

-- Нет, мне не кажется. Я надеюсь, что именно так оно и будет. Я категорически против участия политических партий в формировании комиссий любого уровня. Почему? Это -- организаторы выборов. И они должны работать независимо от своих идеологических убеждений. Я представляю, что как только это прочитают некоторые партийцы, сразу же начнут кричать: "Вот оно! Вот как Рябец хочет сфальсифицировать выборы". Ничего подобного! Мы предлагаем предоставить каждой партии право направить в комиссию любого уровня своего представителя с правом совещательного голоса. С такими полномочиями он вполне сможет обеспечить ту прозрачность выборов, о которой столько говорят.

Кстати, накануне я вернулся из Польше, где проходили парламентские выборы. Так там членами комиссий являются судьи. Они назначаются по представлению тамошнего министра юстиции.

-- А сама процедура голосования отличается от нашей?

-- Там голосуют за списки партий. Но ставят птичку напротив конкретной фамилии в списке. Поэтому такое случается, что в парламент не проходит первый номер, и наоборот -- становится депутатом тот, чья фамилия стоит последней..

-- Позвольте вопрос о безопасности. Вы намерены усилить себе охрану на момент проведения выборов?

-- Зачем мне это? Те офицеры госохраны, которые сейчас работают со мной, -- профессионалы своего дела, они порядочные и надежные люди, и я доволен выполнением ими своих функций. Хотя я готов к тому, что с приближением выборов какие-то угрозы поступать будут, как это было неоднократно и раньше в избирательный период. Но я на них внимания не обращаю. Мне просто некогда этим заниматься...