1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №220 (972) за 02.10.2001

АВТОСТРАХОВКА: ЗА ГОД -- НИ "КНУТА", НИ "ПРЯНИКА"

Вчера исполнился год, как в полном объеме вступило в силу принятое еще пятилетку назад постановление Кабмина № 1175 "О порядке и условиях проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Сим документом всех сидящих за баранкой обязали иметь страховой полис, который должен был уберечь их от проблем в случае признания виновными в ДТП.

Так принято, кстати, во всем цивилизованном мире. Обязать-то обязали, а вот статей об ответственности за отсутствие полиса ни в Кодекс об административных правонарушениях, ни в законы "О дорожном движении" и "О милиции" нардепы за истекшие 365 дней внести так и не удосужились. Что получилось?

Из более чем семимиллионной армии украинских водителей застраховались примерно 15% -- абсолютно недостаточно для того, чтобы нововведение принесло ощутимую пользу. Ведь, по мнению специалистов, система эффективна лишь в случае охвата не менее 90% сидящих за рулем. Последние в большинстве своем рассуждают примерно так: "Ежели до сих пор Бог миловал от напасти, для чего отдавать немалую денежку "дяде"? Лучше купить пару канистр бензина".

В этом есть сермяжная правда: за "Москвич", "Таврию", "Запорожец" и иже с ними объемом до 1200 "кубиков" владельцу надо выложить 74,8 грн., за авто с двухлитровым движком -- без малого сотню, а свыше двух -- почти полторы. "Бычок" или "Газель" облегчат карман на 176,8 грн., а тяжелый грузовик -- почти на две сотни. Такие же расценки и для автобусов. Плюс не забудьте рассчитаться за прицеп: легковой обойдется почти в тридцатку, грузовой -- вдвое больше. На 28,9 грн. обязали раскошелиться владельцев мотоциклов и мотороллеров. Есть скидки: пенсионерам -- водителям собственных легковушек -- до 50%.

Видя, что народ не горит желанием расставаться с денежками, правительственный Комитет по экономическому развитию предложил снизить стоимость полисов страхования в среднем на треть. Для этого Кабмин должен внести изменения в свое постановление № 1175.

Давайте посмотрим, что же выиграет народ в этом случае. Владельцев малолитражек (до 1200 куб. см) и тех, у кого под капотом не более 2000 "кубиков", планируют оставить практически при своих интересах, снизив им оплату на 5%. Похожая картина -- в отношении хозяев грузовиков, автобусов, прицепов и двухколесной техники. Больше всех повезет имеющим авто с объемом двигателя не более 1,5 л -- пожалуй, наиболее распространенные. Таких выделили в отдельную категорию, и выкладывать им придется почти на 28 грн. (39%) меньше. Хозяева "колес" с литражом от 2 до 3 л будут платить годовой страховой взнос в размере 139 (было 146,2) грн. А пенсионеры -- граждане Украины, самостоятельно управляющие столь прожорливой машиной, но отечественной и выпуска не позднее 1992 года (в первую очередь имеются в виду старые "Волги") -- 110 грн. Владельцам авто с объемом более 3000 куб. см предлагают раскошелиться на 141 (вместо 146,2) грн. в год.

Вряд ли после такого снижения тарифов за полисами выстроятся очереди. Более того, по мнению специалистов в области автострахования, опирающихся в своих суждениях на мировой опыт, крайне рискованно менять "правила игры" всего лишь спустя год. Обычно на это идут лет через семь, ведь только срок исковой давности, в том числе и по возмещению ущерба от ДТП, составляет у нас три года. Это значит, что на сегодня многие иски по таким делам не только не рассмотрены, но еще даже не поданы в суд. Поэтому в будущем возможно неучтенное падение запасов в страховых резервах компаний. А при изучении вопроса об уменьшении страховых взносов специалисты Комитета по экономическому развитию наверняка анализировали и суммы, выплаченные в течение года по страховым полисам.

Тем не менее предлагаемый "пряник" в виде изменений к названному постановлению, думается, стоит одобрить. Но параллельно вложить в Административный кодекс "кнут" -- статью, предусматривающую ответственность за отсутствие у сидящего за рулем страхового полиса. На авторство не претендуем, подобным образом поступали еще в Древнем Риме.