1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №220 (972) за 02.10.2001

ИЗ КИЕВА В ХАРЬКОВ НА МЕТРО?

Утром выхожу из дому, спускаюсь в метро "Дорогожичи", полчаса езды -- я на Левом берегу. Здесь делаю пересадку в другой вагон, покомфортнее. Еще два часа в пути: читаю газету, дремлю. В полдень выхожу из подземки и, купив на местном базарчике цветы, спешу в гости к знакомым в... Харькове. Скажете, бред? Нет, в такое путешествие смог бы отправиться каждый киевлянин, были бы только в нашей стране деньги...

Метрополитен по праву является самым популярным видом городского пассажирского транспорта. Интересно, почему в крупных городах возникла потребность в перевозке людей именно под землей? То ли войны проектировщики боялись, то ли чтобы проложенные под землей линии метро не загромождали территорию города. Оказывается, и то, и другое. В Нью-Йорке, например, метрополитен до 1956 года имел 140 км наземных линий. Несмотря на большие затраты, их перевели под землю.

Во многих странах мира, например, во Франции, Японии и Германии, строят наземные высокоскоростные магистрали (ВСМ). В некоторых они уже "спрятаны" под землю. Даже в соседней России зашевелились, сейчас там сооружается наземная высокоскоростная линия "Санкт-Петербург -- Москва". Электропоезд "Сокол" будет развивать на этой магистрали скорость до 350 км/ч. Сооружение первой в СНГ ВСМ длиной 654 км радикальным образом изменит пассажирское сообщение между Москвой и северной столицей, освободив главный путь по Октябрьской железной дороге.

А что же мы? Через территорию Украины уже намечалась прокладка подобной магистрали, называлась она: "Москва--Харьков--Симферополь". Но от проекта отказались. Причин несколько. От этого пострадают большие участки черноземов. Магистраль нужно защитить от грозовых дождей, туманов, снежных заносов, гололеда, случайных предметов на линии. К тому же вдоль всей трассы нужно сооружать двухметровый железобетонный забор.

-- Альтернативой наземным ВСМ могут стать междугородные метрополитены, -- рассказывает Игорь Елкин, инженер-конструктор, один из разработчиков проекта. -- Например, перспективная линия подземного метро "Киев--Харьков". Открытым способом на глубине 5--10 метров прокладывается железобетонный тоннель-путепровод. После прокладки трассы земля рекультивируется, ее плодородие восстанавливается. От станции киевского метрополитена на Харьковской площади до станции метро в Харькове "Холодная гора" по прямой -- примерно 350 километров. Для метро это большое расстояние. Но его можно уменьшить, если предусмотреть встречное движение метростроевцев Киева и Харькова.

Как известно, метрополитен имеет не только транспортное, но и оборонное значение. В случае войны метрополитен "Киев--Харьков" может быть использован для эвакуации населения, переброски войск и в качестве бомбоубежища.

В патенте Великобритании "Скоростная подземная железная дорога" 1983 г. прямо указывается: "...До тех пор, пока соперники США не достигнут успеха в создании пилотируемых космических кораблей многоразового использования, США будут удерживать ведущие позиции в космосе. Однако, что касается ситуации на земле, то соперники США имеют на данный момент больше межконтинентальных баллистических ракет. Поэтому задачей первостепенной важности для США является получение превосходства под землей. Скоростные подземные транспортные системы позволят США овладеть ситуацией. Даже при полном уничтожении наземной системы сообщения ракетами при наличии подземной системы может быть сохранен экономический потенциал страны. Для этой цели потребуются поезда со скоростью по меньшей мере 500 км/ч". Это ни что иное как прототип высокоскоростного междугородного метрополитена.

Чем такая подземка сможет завоевать симпатии пассажиров? Тем, что он будет удовлетворять потребность в скоростных переездах из города в город без чрезмерного утомления и нервного перенапряжения. Многих пассажиров на относительно коротких линиях (400--450 км) самолеты не устраивают, так как капризы погоды и отдаленность аэродромов от центров городов съедают сэкономленное время. Часть пассажиров боятся авиакатастроф, плохо переносят взлет-посадку, изменение давления и так далее. Междугородный метрополитен не будет иметь этих недостатков, как не имеет их городское метро.

Метрополитен "Киев--Харьков" превратит территории этих мегаполисов в арены повседневного общения. То есть предоставит людям возможность за 3--4 часа решить деловые или личные вопросы и в этот же день вернуться домой, потратив на переезд туда-обратно около 3 часов. Все это технически выполнимо.

Примерные экономические расчеты показывают, что стоимость сооружения магистрали обойдется в $2 млрд., а прибыль при стоимости билета $25--30 составит около $300 млн. в год. При проектировании и постройке междугородного метрополитена "Киев--Харьков" неизбежно создание новых рабочих мест в горнопроходческой и метростроительной индустрии, в машиностроительной и электротехнической промышленности, в сфере обслуживания и туризма. Только нашлись бы деньги на все это.