1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №221 (973) за 03.10.2001

ОНА ЛУЧЕЗАРНО УЛЫБАЛАСЬ, ЗНАЯ, ЧТО ОБРЕЧЕНА

После того, как "Сегодня" в публикации о рано "ушедших" из жизни актерах напомнила об актрисе театра и кино ИРИНЕ МЕТЛИЦКОЙ, нам звонили многие читатели с просьбой рассказать об этой замечательной актрисе. Ирине, умершей пять лет назад, в эти дни исполнилось бы 40...

Почему-то о ней даже в вездесущем и всезнающем Интернете практически ничего, кроме фильмографии, нет. Картины, в которых она снималась (а их больше 20), в большинстве своем не имели широкого проката, а следовательно -- не стали особо популярными -- "Личное дело судьи Ивановой", "Куколка", "Палач", "Мелодрама с покушением на убийство", "Макаров", "Роман "alla russa", "Я люблю", "Черная вуаль" -- это было настоящее качественное кино, которого так не хватает сегодня. Практически невозможно найти и хорошее фото актрисы, а ведь она была одной из самых красивых женщин российского театра и кино и даже позировала как фотомодель. Просто мистика...

А в кино Ирина снялась впервые, еще будучи школьницей, в фильме "Расписание на послезавтра", это и предопределило ее выбор. Сразу стало совершенно очевидно, что это не просто талантливая девочка, а будущая звезда. Закономерным стало ее поступление в один из лучших театральных вузов -- училище имени Щукина, и еще до его окончания -- в модный и звездный театр "Современник". Здесь она прожила девять счастливых лет.

Счастливыми они были даже не столько в творческом плане, хотя она считалась хорошей актрисой, но прежде всего встречей со своим мужем -- любимым учеником Олега Табакова, актером того же театра Сергеем Газаровым. Они познакомились на гастролях театра в Минске. Еще в поезде Нина Дорошина сказала Сергею, что у него в спектакле будет новая хорошая партнерша, студентка "Щуки", какая-то Метлицкая. Так, в спектакле "Команда" они играли влюбленную пару. Но именно играть-то и не пришлось, потому что взаимная симпатия и увлечение переросли в реальную закулисную жизнь в коммунальной квартирке Ирины на Старом Арбате. Это был страстный и красивый роман, о котором судачила вся театральная Москва. Они были совершенно разными -- и внешне, и внутренне, но, вместе с тем, оказались гармоничной и одной из самых крепких пар московского бомонда. Сергей называл ее, как, впрочем, и все остальные, "Метлой", и ей это очень нравилось. Как вспоминал сам Газаров, он поначалу не мог поверить, что такая шикарная девушка так серьезно к нему относится. Окончательно его убедило в этом лишь рождение двух сыновей -- Никиты и Пети. Вообще-то, никто и не знал, что она ждет ребенка. В театре закрыли сезон где-то в июне, а в сентябре она уже вышла на работу с ребенком. Точно так же появился и второй. Она все делала как-то легко, незаметно, как будто у этой женщины не могло быть трудностей. Как о ней говорили -- "с легким дыханием". Свою незаурядную внешность она воспринимала не по-женски философски: "Когда человек слишком ощущает собственную красоту, он начинает очень себя любить. Если человек очень себя любит -- значит, он не очень далекого ума".

Ирина самозабвенно любила джаз и всегда говорила, что если бы могла петь, то пела бы как Уитни Хьюстон. Она и сама была человеком джаза, потому что и свою жизнь, и творчество строила как свойственную джазу импровизацию. Это была ее стихия. Ирина даже мечтала, чтобы ее сыновья стали джазовыми музыкантами, поэтому их отдали в музыкальную школу. Но Никита не захотел заниматься, зато Петр оказался очень талантливым и сейчас учится, в Джазовом колледже по классу саксофона, подавая большие надежды.

Кинематограф редко использовал уникальные импровизационные данные актрисы Метлицкой -- режиссеров больше интересовала ее внешность. А зря: достаточно посмотреть фильм "Куколка", где есть потрясающая сцена-монолог. На протяжении десяти минут в крупном плане актриса размышляет о законах жизни и о том, как опасно зло -- взамен получаешь рикошетом то же самое. "Потому что ты сам дал жизнь этому закону". Это было сыграно так пронзительно, так филигранно, "одними глазами"! Это -- высший пилотаж. Можно сказать, что это рекорд не только в нашем кинематографе, но и в мировом. Ирина вообще обладала редкой способностью играть при минимуме внешних проявлений и без особого грима. Может, поэтому ей почему-то чаще всего предлагали трагические образы. В последних фильмах почти все ее героини погибали. Особенно отличаются этим фильмы Виктора Сергеева "Палач" и "Любовь, предвестие печали", где у нее лучшие главные роли.

Играла в "Современнике", потом увлеклась театром Романа Виктюка, сыграв в его постановке набоковскую Лолиту. В тридцать лет играла девочку-подростка так, что все искренне верили в абсолютную непосредственность греховной нимфетки. А в фильме "Танцующие призраки" она, исполняя роль стервы-учительницы, одновременно озвучивала главную героиню -- молоденькую балерину, чуткую и беззащитную. Она просто рождена была для нервных героинь Бунина и Чехова, так как была способна не просто сыграть, а естественно прожить любые движения женской души.

Летом 1995 года многие зрители не могли оторвать глаз от потрясающе красивой ведущей очередного Московского кинофестиваля. Она лучезарно улыбалась, хотя уже знала о своем диагнозе -- острый лейкоз. И, уже зная это, она снималась в "Черной вуали". Финальные сцены, сыгранные актрисой в дуэте с Сергеем Маковецким, просто поражают своей пронзительностью. Только после ее смерти стало понятно, что актриса играла не только образ, но и себя. Оператор Борис Брожовский уловил эти страдающие, полные слез глаза, в которых как бы сосредоточились вся ее боль и отчаяние. Актриса уже прощалась с нами. Потом он рассказывал, что понял, почему Ирина так долго гримировалась, входя в кадр: ведь она делала все, чтобы никто не заподозрил ее скорый уход. И многие друзья и коллеги актрисы вспоминали, что, осознавая, что болезнь ее смертельна, она этим никого не хотела нагружать и огорчать, делая вид, что все о"кей.

Сергей Газаров: "Было ощущение, что она свыше ведомый человек. Как-то вдруг, ни с того, ни с сего, меня невзначай спросила: "А ты знаешь, что ты меня похоронишь?" Откуда это? Меня все время спрашивают, как я это пережил. Пережить это нельзя, и я это не смог сделать. Я знаю, что стал хуже, но пытаюсь с этим бороться, потому что вдруг понял, что мой пессимизм может передаться детям, а им и так уже не повезло".

Она ушла на взлете -- в расцвете, на пике популярности, когда на нее активно "примеряли" роли. Так, одновременно два прекрасных режиссера, Сергей Соловьев и Роман Виктюк, пригласили ее на снова таки трагическую роль Анны Карениной в свои постановки -- один в театре, другой в кино. У Виктюка роль Вронского должен был играть знаменитый танцовщик Михаил Барышников, который, увидев фотопробу Анны-Метлицкой, был поражен попаданием "в десятку". А Сергей Соловьев для своего фильма перепробовал очень много и актрис, и актеров для двух партнеров главной героини и, считая Ирину олицетворением "космического мира женственности", окончательно остановился на трио: Метлицкая--Домогаров--Филатов. Ему даже нравился и казался многозначительным тот факт, что она и ростом была выше обоих актеров. Но не сложилось -- остались только пробы Анны в траурном наряде перед ее гибелью.