1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №222 (974) за 04.10.2001

ЧТО ТАКОЕ "ДЖИХАД":

"Ислам запрещает убийство. В Коране сказано: "Тот, кто убил одного человека, подобен убившему все человечество (вне зависимости от вероисповедания)". Нет никаких оснований считать шахидами (павшими за веру), совершивших теракты в США, даже если они и называли себя мусульманами... Ислам запрещает самоубийство. Посланник Аллаха пророк Мухаммад сказал: "Тот, кто намеренно убьет себя, будет наказан вечным пребыванием в аду" (Бухари, 5578, Муслим 110)", -- это выдержка из комментария одного мусульманского алима (ученого) после трагедии в Америке.

А вот цитата из "Китаб уль-Джихад" (Свода законов священной войны против "кяфиров" -- неверных): "Один день джихада более ценится Богом, чем целый месяц поста". Так кто же прав?

"СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА"... САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Человек, малознакомый с исламским вероучением, зачастую считает, что "джихад" означает ведение военных действий против немусульман. Однако истинное значение этого слова совершенно иное. В переводе с арабского "джихад" означает "усердие" или "рвение". Естественно, данное понятие может иметь и "военный подтекст". Но истинный джихад -- это битва против того, что мусульмане называют словом "дунья" (буквально -- "мир"). Мир, как говорят исламские теологи, будучи творением Бога, сам по себе не зол, но в нем присутствуют некоторые аспекты материального существования (богатство, похоть, гордость и т.п.), прямо противоположные воле Аллаха. Может быть джихад поэта, который обязал себя не написать ни строчки лжи. Может быть джихад ученого, обязавшегося перепроверять любое знание стократно и подавлять свое тщеславие. Большой джихад -- всегда говорить правду, особенно лицу, обладающему властью, начальству. Пророк Мухаммад, вернувшись как-то с одной битвы, сказал: "Мы возвращаемся с малого джихада на большой Джихад". Он имел в виду борьбу со своим "нафсом" (душой). Вся жизнь мусульманина -- это непрерывный джихад. У православных христиан также имеется подобная религиозная концепция -- "умного делания" или "небесной брани (битвы)".

В своей совокупности понятия "исхана" (реализации), "имана" (веры), "амала" (действия) и "джихада" составляют мусульманскую концепцию "ибады" -- поклонения Аллаху. В отличие от большинства религий, ислам не ограничивается только обрядами, молитвами, постом и праздествами. Ислам прежде всего состоит в осознании и переживании каждого жизненного мгновения, каждого возникшего желания, каждой мысли и каждого действия в соответствии с волей Аллаха.

ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ДЖИХАДА

Для ислама не существует национальных различий. Весь мир делится на три группы людей: правоверные (мусульмане), покровительствуемые (иудеи и христиане; они в мире ислама -- "ахл аль-китаб" -- "держатели Писания", не подлежащие насильственному обращению в ислам) и язычники ("многобожники"), непременно подлежащие обращению. Мусульманину, строго следующему канонам ислама, свойственно стремление к миру и согласию, уважение всех людей, независимо от их религиозной принадлежности. С другой стороны, поскольку в мире существуют "многобожники", уже первый из праведных халифов считал своим священным долгом силой меча обращать "кяфиров" в "истинную веру".

Возникло традиционное понятие "дар аль-ислам" ("обитель ислама", т.е. мир, в котором ислам уже утвердился), противопоставленное "дар аль-харб" -- "территории войны", которая (по крайней мере, теоретически) подлежит превращению в "обитель ислама" посредством как духовного, так и военного джихада ("справедливой войны"). Только несколько позднее появился принцип "дар ас-сульх" ("земля мирного договора"), ставший религиозно-теоретическим базисом мирного сосуществования народов.

Однако истинный исламский джихад всегда настаивает на том, что убийство во имя религии -- опасное заблуждение. Угнетение за веру, согласно мусульманским законам, невозможно. Людей ни в коем случае не следует насильно склонять к тому, во что они не веруют. Принцип джихада -- это борьба против тирании и гнета, провозвестие свободы и справедливости, установление надежного мира. Когда ислам не может примириться со злом, то только в этом случае объявляется военный джихад. Он возможен в таких случаях, если:
  • требуется выступить в защиту веры Аллаха, а не на завоевания во имя Его;
  • назрела необходимость освобождения от тирании;
  • появляется духовный вождь, призванный к восстановлению попранной справедливости.

Джихад ведется только до тех пор, пока противник не сложит оружие. Во время боевых действий запрещается причинять зло женщинам, детям, старикам и больным. Не разрешается также ломать деревья и наносить вред сельськохозяйственным припасам и угодьям. Джихад в себя не включает:
  • агрессивные и амбициозные войны;
  • пограничные столкновения, межнациональную рознь и клановые неурядицы;
  • любые попытки завоевания, угнетения, колонизации и эксплуатации;
  • насильственное склонение людей к принятию чуждой для них веры.

Народный джихад провозглашается только лишь общепризнанным духовным вождем и высшим судьей. Такой лидер, по законам ислама, должен быть полностью свободен от личных амбиций и притязаний. Хотя мало таких людей, которые почувствовав власть, не пытаются "перегнуть палку". В этом случае община имеет право не только потребовать его отстранения от руководства, но даже предать смерти.

БЕН ЛАДЕН -- ОСНОВОПОЛОЖНИК "НОВОГО ИСЛАМА"

"Нет другой Родины, кроме Ислама
Равны в нем и Сирия, и равнины Ирана.
В какой бы стране не поминали Аллаха,
Родною сочту пыль ее праха".

Гимн ваххабитов.

Согласно мусульманским законам, изучать самостоятельно Коран и священные писания по книгам не только запрещено, но и опасно. Религиозные догматы должны передаваться из уст в уста, по цепочке ученической преемственности. (Кстати, переводы Корана с арабского на любой другой язык мусульмане не признают). Поэтому многие экстремистские исламские секты возникли именно из-за неправильного толкования Священного Писания. Плюс, конечно, соответствующая финансовая поддержка и "промывание мозгов" бедной арабской молодежи. Недаром "знаковой" фигурой нового поколения экстремистов "от ислама" стал саудовский миллиардер Усама бен Ладен. Как полагает известный пакистанский журналист Ахмед Рашид, именно его воззрения, деньги и связи стали одним из факторов, положивших начало возникновнию "нового вида ислама" -- "профессионально-террористического".

В 1998 году бен Ладен создал в Афганистане "Всемирный фронт джихада" и "Мировой фронт борьбы с евреями и крестоносцами", которые являются, по существу, международными объединениями воинствующих исламистов. В них вошли террористические группировки из Саудовской Аравии, Пакистана, Бангладеша, Ливии, Иордании и Алжира. Кстати, уже поднимался вопрос о вступлении в ВФД радикальных исламистских организаций России и центральноазиатских стран СНГ.

Вторым фактором появления "профессионально-террористического джихада" стала идеология афганского движения "Талибан". Его руководители хотя и старались не искажать Коран толкованиями, но в результате у них получилось "первобытное" восприятие идей ислама, несущее в себе сильное влияние доисламских норм и воззрений пуштунских племен.

Понятие "джихада" стало очень популярным у подобных экстремистских течений. Таким образом свою террористическую деятельность в достижении явно политических целей они пытаются прикрыть "служением Аллаху и личного спасения". Все исламские террористы придерживаются принципа "такфир", т.е. обвинения в неверии. Широко применяя "такфир", исламисты считают фактически все существующие общества "антиисламскими", вновь пребывающими в состоянии "доисламского невежества", а большинство мусульман -- "вестернизированными" и... неверными ("кяфирами"), утратившими право называться мусульманами "вследствие совершения ими тяжких грехов". При этом, якобы, только небольшая группа "избранных" сохраняет чистоту веры, и их миссия заключается в повсеместном возрождении "истинного ислама" любыми средствами (включая "джихад").

Правда, мало кто из них признается, что на военный джихад должны уходить только достигшие совершеннолетия добровольцы и то с разрешения семьи. А из казанских медресе (мусульманской администрации) на "чеченский джихад" отправляли мальчишек тайком от родителей, заставляя их переступить через слезы матерей и отказаться от близких. В Центральной Азии парней из Ферганской долины, соблазненных прежде обещаниями обучать Корану и канонам веры, затем шантажом и угрозами принуждали воевать в Баткене...

УКРАИНУ "ДЖИХАД" СТОРОНОЙ НЕ ОБОШЕЛ...

Но не стоит думать, что экстремистские исламские течения не затронули и наше "исконно православное" государство. По информации главы Духовного управления мусульман Украины шейха Ахмеда Тамима, на территории страны получило достаточно широкое распространение движение "Ваххабизм", которое постепенно набирает обороты и находит приверженцев среди постсоветской мусульманской молодежи.

Под маской просветительства образовались группировки с разными названиями, но входящие в одну центральную организацию, под названием "Всемирная ассоциация исламской молодежи", которая имеет своих представителей в Европе, Америке, а также в Украине и других странах СНГ. Прикрываясь идеями благотворительности, она действует среди студентов и молодых специалистов. Ее задача -- обучение молодежи чтению Корана и его толкованию, а также образование молодежных спортивно-идеологических лагерей. В странах СНГ, в частности, в Украине, ВАИМ вышла на связь с молодыми гражданами, нуждающимися в материальной помощи, а также с теми, кто собирается заниматься бизнесом и выезжать за рубеж. По некоторым данным, источниками распространения ваххабизма в странах СНГ являются посольства Саудовской Аравии (где ваххабитты находятся у власти), а также различные организации, финансируемые Всемирной исламской лигой. Например, "Общество Шамиля", "Медресе имени короля Фахда", фонд "Ахмед аль-Дагестани", "Исламский конгресс" и др.

Ваххабиты распространяют свое влияние и на тех молодых людей, которые после пребывания за границей, с целью обучения там теологии (например в Саудовской Аравии или Алжире), изменили свои идеологические взгляды. В результате этого были образованы такие новые молодежные организации, как Исламский культурный центр, (филиалы которого пытаются открывать в каждой столице), Исламская партия возрождения. В некоторых регионах (например, в Татарстане и в Дагестане) им удалось образовать свои духовные управления и взять под контроль некоторые мечети. Именно ваххабиты взялись за оружие в Таджикистане и на Кавказе.

ИСЛАМ -- РЕЛИГИЯ БУДУЩЕГО

Сегодня в мире, как свидетельствует статистика, насчитывается приблизительно один миллиард мусульман. Число последователей ислама с каждым годом неуклонно растет. Увеличивается оно в основном за счет новообращенных из западных стран и постоянной миграции населения из Востока в Европу. Например, только в Украине, по неофициальным данным, насчитывается уже более 2 миллионов мусульман. Причем в ислам начали обращаться не только "мусульманские" народы -- татары, азербайджанцы и .т.д., но и русские, украинцы. Такая же тенденция отмечается и среди молодежи Великобритании, Германии.

Чем же привлекает европейцев ислам? Во-первых, возможностью вырваться за "серую повседневность и разврат". Ислам, в отличие от других мировых религий, имеет очень стройную и строгую систему правил поведения ("Шариат" -- "закон Бога"). В этих предписаниях заложены все социальные и религиозные нормы, которых человек должен придерживаться или избегать: от чтения "намаза" (молитвы) до того, как правильно совершать омовение после туалета. Следует отметить, что по "Шариату" человеку запрещено употреблять алкоголь (даже в медпрепаратах или кондитерских изделиях), наркотические вещества, ходить в "увеселительные заведения" и т.п. Т.е. делать все то, в чем сегодня утопают и от чего страдают "культурные" Европа и Америка. Кстати, что касается положения женщины в мусульманской семье, то по "Шариату", она занимает там отнюдь не положение рабыни (как это пытаются показать некоторые западные ученые), а хозяйки домашнего очага и мудрой советницы мужа.

Во-вторых, ислам -- религия, символизирующая мировую культуру. Она -- транснациональна. Только несведущие люди пытаются ей приписать "арабское происхождение". Мол, Мухаммад был арабом, следовательно и предназначается вера для жителей Азии. Это не верно. Следуя Корану, мусульманин не имеет другой национальности кроме исламской. Мусульманином может стать любой, произнеся с верой в сердце "шахаду" (свидетельство): "Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммад -- Пророк Его". Церемонии, подобной христианскому крещению, в исламе не существует. Достаточно осознанной и твердой уверенности в том, что свидетельствующий истинно уверовал в провозглашенные им слова.

В-третьих, ислам не агрессивен. Экстремистские течения не имеют ничего общего с мусульманской верой. Это -- скорее реакция на американскую "культурную и финансовую" экспансию на Восток. Военный "джихад", как уже было сказано выше, исключение из правил. В Коране написано: "В религии нет принуждения" (сура 2:257)...