1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №223 (975) за 05.10.2001

"РАЗГОВОРЫ О ЖЕНСКОМ КИНО -- ЧИСТО МУЖСКАЯ ВЫДУМКА"

Алла Сурикова, наверное, единственная женщина-режиссер в мире, принципиально снимающая только кинокомедии. Какими только титулами и наградами ее не награждали: "за мужской характер и женское кокетство", приз "за лучшую драку среди артистов". А когда в прошлом году ей присвоили звание народной артистки России, она, шутя, говорила, что коль нет звания народного режиссера, то теперь, отрабатывая звание народной артистки, наконец-то сыграть хотя бы в каком-нибудь эпизоде, а не, как прежде, только озвучивать козу, попугая или проститутку в своих же фильмах.

Алла Ильинична не случайно в Москве живет на улице Довженко, и начинала на киевской киностудии имени Довженко. Как она сама о себе сказала: "Я шла к себе долго" (об этом начала писать книгу). Еще бы, ведь прежде, чем появились ее популярнейшие "Суета сует", "Человек с бульвара Капуцинов", "Ищите женщину", "Будьте моим мужем", "Хочу в тюрьму", "Дети понедельника", "Две стрелы", "Чокнутые", "Московские каникулы", она была грузчиком, слесарем, лаборанткой, занималась серьезной наукой с труднопроизносимым названием -- матлингвистика. Но все это было в Киеве.

-- Я действительно родилась и училась в Киеве, там родились мои отец, дочь и все три мои мужа. Там похоронены мои близкие. Я очень люблю этот красивый, теплый, комфортный, строгий, почему-то ко мне, город. Но сейчас бываю крайне редко -- я давно прописалась в Москве, а жизнь суетна.

"ДЕТОЧКА, ВАМ СВЕТИТ ТОЛЬКО АССИСТЕНТ"

-- А почему для Суриковой Киев -- "строгий"?

-- Потому что мой путь был не таким простым. Мне казалось, что стать кинорежиссером -- это все равно, что прыгнуть на Луну. Более того, когда мой дядя художник, повел меня к одному режиссеру студии имени Довженко, тот, посмотрев на меня с жалостью, сказал: "Деточка, в крайнем случае, вам светит работать помощником режиссера". Одно время я хотела стать актрисой, и другой мой дядя, актер, работающий в Одессе, представил меня профессору Голубинскому. Когда я читала монолог из пьесы Островского, он сделал лишь одно замечание: "Алла, что вы "шокаете" и "гакаете"?" И я с тех пор перестала "шокать" и "гакать" и стала следить за своей речью, но желание стать актрисой как-то пропало. Я занялась наукой: вечером училась в университете на отделе русского языка и литературы, а утром ходила на отделение математической лингвистики, днем работала лаборантом на кафедре высшей алгебры. Сдала кандидатский минимум и собиралась заниматься очень умной и серьезной наукой, но сидел во мне какой-то червь, все время грыз меня, и я все-таки в одночасье бросила науку и ушла сначала на телевидение, а потом в кино. На телевидении работала в молодежной редакции. Помню свой первый репортаж "Увага, на порозі жнива". Я ни разу до этого не была в деревне, а тут меня просто катапультировали в сельское хозяйство. И после этого репортажа я четко поняла: чтобы сделать настоящий материал, нужно хорошо знать тему. Тогда главный редактор на редакционной летучке, анализируя программы недели, сказал: "Это был самый плохой репортаж".

-- Простите, у вас в трудовой книжке еще была запись о работе грузчиком в магазине учебных пособий.

-- Это когда я сразу после школы со своей подружкой поступала в институт легкой промышленности, и требовался стаж работы по специальности. Так вот, сами курсы на киностудии, казалось бы, ничего мне не дали. Толчок для карьеры дал... случай. Я работала помощником у Виктора Михайловича Иванова на картине про землетрясение в Средней Азии. Помню: в темном зале идет озвучание, я увидела эпизод, который снимал его сын, и в тишине сказала: "Хорошо снято". И вдруг раздается крик Иванова: "Хорошо? Что она понимает -- гениально!" Он меня разозлил: вдруг захотелось доказать, что я понимаю и могу. Но помрежем я была очень хорошим. Так, для массовки этого фильма я нашла и привезла двенадцать узбекских девочек и мальчиков, и они все ночевали у меня дома. Для художника фильма, мотаясь по всем немыслимым комиссионкам, добывала тюль только определенного цвета, а за каким-то блюдом, которое должно быть старым, несколько раз разбивающимся в кадре, ездила на фарфоровый завод за город. А добывая розы, которые, по мнению художника, должны были быть только коралловыми, а не розовыми или красными, перерыла весь ботанический сад.

Потом я еще проработала у замечательного Кости Ершова на "Маленьком школьном оркестре", где в эпизоде снялась моя дочь Кира вместе с сыном знаменитого художника Давида Боровского. Вот Костя подарил мне какое-то ощущение праздника от кино.

"КОМЕДИЯ -- ЭТО ВСЕГДА "ЧУТОЧКУ"

--Алла Ильинична, а вы, памятуя те годы, дарите своим коллегам на съемках праздник?

-- Я стараюсь, насколько это возможно. Ведь это кусок жизни, и мне очень хочется, чтобы люди, которые со мной работали, хотели этого снова. Я хочу, чтобы актеры были в хорошем настроении, тогда они легче импровизируют и у них появляются идеи. Но не все гладко бывает в этом лучшем из кинематографических миров...

-- Леонид Ярмольник нам сказал, что "Сурикова -- это маэстро импровизации". Не каждый режиссер на это способен и не каждый позволяет это актерам

-- И не все актеры могут импровизировать: некоторые любят жесткое руководство. Но комедия -- это всегда чуточку. Ведь разные актеры играют одно и то же, но у одного смешно, а у другого -- ничуть. И тогда очень важно иметь дело с актерами, умеющими импровизировать. Леня в этом смысле просто кладезь. В картине "Человек с бульвара Капуцинов" у него в сценарии была всего одна фраза. Но ведь он, начиная с первых кадров, когда пытается выпить, и дальше до конца, просто сделал себе роль. В картине "Хочу в тюрьму" меня поразил очень искренний актер Владимир Ильин, который может сниматься на равных даже с ребенком, а это крайне редкое качество.

-- Критики называют вашу "Ищите женщину" почти идеальной картиной.

-- Она сделана практически в одном павильоне без выходов на улицы. Париж нам сняла другая съемочная группа, которая в это время ездила туда на свои съемки. В этом фильме чистый звук, это был первый опыт без специального озвучания. И там замечательная Софико Чауреали, которую мы вычислили изначально. В то время еще требовались обязательные пробы, и мы поехали к ней в Тбилиси, попав в гостеприимные объятия ее мужа -- знаменитого Коте Махарадзе. Тогда еще была жива и ее мать -- легендарная Верико Анджапаридзе. И когда мы уже ехали обратно, проведя в Тбилиси пять дней, вспомнили, что позабыли сделать фотопробы Софико! Приехали в Москву и пересняли ее портрет с календаря 20-летней давности.

"КИНО РАЗВОДИТ ЛЮДЕЙ"

Алла Сурикова старается идти по "солнечной стороне жизни" и потому считается стопроцентной оптимисткой. Даже когда ей плохо, она "лечится" исключительно работой. Если ее нет -- придумывает. Когда в 1991-95 годах не было денег на новые фильмы, она, сняла пробы к шести игровым фильмам на подаренной ей маленькой цифровой камере, хотя ни одного так и не удалось снять, плюс несколько документальных фильмов. Часто цитируя афоризм: "Не воспринимайте жизнь слишком серьезно, все равно из нее живым никто не выйдет", Сурикова активно применяет его в жизни. Когда ее ограбили, она лишь огорчилась, что по дому гуляли чужие люди, а все остальное восприняла как мелкие неприятности, так как искренне верит: "если где-то минус, то обязательно взамен получишь плюс". Может потому и к своей личной жизни относится мудро, считая, что идеальная семейная жизнь -- это плавание параллельными курсами. Все три ее мужа дружат между собой, и все вместе обожают Аллу. Первый и последний живут в Америке. Наверное, опираясь на собственный личный опыт, Алла Ильинична недавно сняла 10-серийный телесериал под названием "Идеальная пара".

-- Вы изначально знаете, кто должен играть в вашем новом фильме, или устраиваете кинопробы?

-- Раньше всегда знала, кого хочу снимать. Но сегодня кино продюсерское, и именно продюсер часто диктует свои условия. Вот, скажем, в "Детях понедельника" я знала, что главную роль должен играть Игорь Скляр. Мне нужен был такой отрицательно обаятельный, потому что он слишком красив, чтобы быть положительным. И убедила в этом продюсера. А вот с женскими образами был вопрос. Я пробовала одну пару, вторую, третью, но продюсеру все не подходило. Так появились Таня Догилева и Ира Розанова.

А еще при том, что сама отношусь к алкоголю вполне терпимо, и, более того, у меня есть любимые напитки -- кампари, виски и водочки люблю немножко выпить, но на съемочной площадке категорически не переношу даже запаха алкоголя. Если услышу -- на меня это действует, как красное на быка, я начинаю заводиться. Могу отменить съемку, могу выгнать человека со съемки.

--Вам, наверняка, часто задают вопрос о женском и мужском кино?

-- (Резко хмурится.) Я этого разделения не принимаю и считаю, что это чисто шовинистическая мужская придумка. Что, кино Киры Муратовой женское? И если в "Человеке с бульвара Капуцинов" никто по-настоящему не умирает, то это еще не значит, что оно женское. Не хочу называть фамилий, но есть много сопливых картин у коллег-мужчин. Единственное, что, конечно, и в России, и в Украине не очень много женщин-писателей, режиссеров, которые работают в жанре комедии. Я знаю, что во Франции есть специальный фестиваль женского кино, где показывают про таблетки, аборты, про то, какие мужики сволочи и какая тяжелая женская судьба. Я про это не снимаю, поэтому, если хотите, в этом смысле у меня мужское кино.

-- В одном интервью Галина Польских сказала о вас: "Алла Сурикова умеет дружить"...

-- В общем, да. Хотя кино вообще-то разводит людей. Как-то на картине "Будьте моим мужем" мы пили молодое вино на даче, где снимались, и Лена Проклова произнесла такой тост: "Я ненавижу кино, потому что оно на съемках соединяет людей -- они становятся ближе, чем семья, а потом картина заканчивается, и люди расходятся. Года через два можно встретить человека, который был тебе самым близким, и на вопрос: "Как дела?", уже не услышать его ответа -- он уже мало интересен". И тем не менее, есть несколько актеров, с которыми я дружу, независимо от того, снимаю их сейчас или нет. Это Николай Караченцов, Ольга Кабо, Галина Польских. Армен Борисович Джигарханян всегда обязательно звонит под Новый год. И я знаю, что если какая-то сложная ситуация и нужна помощь, то обязательно примчится Леня Ярмольник. После смерти Андрея Миронова я очень дружила с его мамой Марией Владимировной. Андрей нас познакомил на Рижском взморье.

-- Андрей Миронов снимался в ваших картинах "Будьте моим мужем" и "Человек с бульвара Капуцинов" (по сути, последнем своем фильме). Он, наверное, особая глава в вашей книге?

-- Об Андрее я могу говорить много и долго, потому что он для меня не только замечательный актер и человек, но близкий друг и, если хотите, учитель. Очень мощный урок он дал моей дочери Кире. Опять-таки перед съемками "Будьте моим мужем" она приехала из Киева, где жила у моих родителей. Идем мы с ней по коридору "Мосфильма", навстречу -- Андрей: "Я тут сегодня вам звонил и спросил у вашей дочери, где мама. Она ответила: "Та я не знаю, та мама на работе, та шо такое?" Он ее так смешно передразнил, что Кира покраснела, покрылась пятнами, и сейчас она свободно владеет четырьмя языками -- украинским, русским, английским и французским (во Франции она вообще долго жила с мужем).

-- У вас очень красивая дочь, вы никогда "не видели" ее в актерской профессии?

-- Кира почти в каждой моей картине играла маленькие эпизоды, а в "Хочу в тюрьму" она даже сыграла одну из главных ролей. А вообще,Кира очень хорошо пишет, у нее есть к этому талант, она много печатается. Сейчас воспитывает двоих детей.