Выпуск газеты Сегодня №224 (976) за 06.10.2001
"А НАПИШЕТЕ, ЧТО Я НЕ ПЕВЕЦ -- УХО ОТКУШУ!"
"НАДОЕЛО ЖИТЬ НЕ ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ"
-- Я начал карьеру 30 лет назад на сцене Театра оперы и балета имени Лысенко города-героя Харькова. Этого маленького и очень теплого городка. Сколько мне Бог даст дышать, жить, влюбляться, сверкать глазами, зубами, колечками и одежкой -- я буду об этом помнить.
-- Какие партии вы танцевали в классических балетах?
-- Ну какие партии мы могли танцевать? Что такое был Харьков минус тридцать лет назад? Я мечтал танцевать "Лебединое озеро", "Жизель", "Спящую красавицу" -- но было другое время, танцевали другие -- неважно как. А мы от скуки подавались в другие театры, в другие истории -- чтобы выжить. Я страшно хочу жить. Мне хочется каждую секунду играть перед вами безумно счастливого человека.
-- Это сложно?
-- Оч-чень. Вы же видите, у меня иногда срывается улыбка. Но я чувствую, что должен продолжать играть до последнего вздоха.
Но я откровенно вам скажу, что постараюсь в сезоне 2001--2002 тему эстрадных шоу-ревю закончить. Сказать всем-всем: "Большое спасибо, я перехожу в другой класс". Какой он будет по значению -- первый, второй, нулевой -- это решите вы потом. Однажды хочется сказать: слушай, хватит им жопу голую показывать! Не потому, что для меня проблема содержать себя вот в таком режиме, без... "цулюлита"... да, так эта болезнь называется? Мне просто надоело. Надоело, нажравшись, -- тошнить, по-человечески не выпить, надоело не по-человечески жить. Я устал прятать свое тело от камер репортеров...
Не подумайте, что я красуюсь перед вами, что это очередное шоу, что я играю. Только чуть-чуть. На самом деле я собираю свои мозги. Потому что 6 числа в Одессе начинается мой украинский тур, и мне важно, как меня примут. И посмейте вы написать какую-нибудь гадость! Я подойду и спокойно откушу ваше ухо с сережкой, ваш нос... Потому что, как поется в песне (ее безумно любила моя мама): "Это есть наш по-след-ний и реши-тель-ный бой!" И посмейте сказать, что я -- не певец! Ам! (Щелкает зубами и широко улыбается.) У меня хорошие зубы, я их наточил! Позавчера я сделал последнюю операцию, пятый зуб на верхней челюсти. Показываю! Я не клоун, я серьезный актер. Но я никогда не стеснялся жизни. Я стесняюсь своей скромности в этой жизни. Я думаю: почему я столько лет молчал? Почему не мог выйти к вам или к публике и сказать: "Слушайте, ... твою мать! Вы шо, дурные? Вы шо, не понимаете, кто перед вами, и зачем я пришел?"
-- А чего не может себе позволить Борис Моисеев?
-- Ну... показать вам сейчас голую жопу. Честное слово. Потому что это неудобно -- много мужчин в зале. (Сам смеется.)
-- От чего вы еще не устали?
-- От любви. Я еще не влюблялся.
"НЕПЕЧАТНАЯ ЛЕКСИКА -- ЭТО НОРМАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР"
-- Как насчет смены имиджа? Вы ведь собирались...
-- Почему вы решили, что я меняю имидж? Боже мой, я собирался! Я кое-что зашил, кое-что отрезал... Вы все увидите, я вам предоставлю.
-- Какие особенные требования выдвигает г-н Моисеев, приезжая в тот или иной город?
-- Ни-ка-ких! Я даже не люблю пафосные машины. Я тут сразу открыл рот: "Зачем мне эта машина?" (Бориса привезли на роскошном черном линкольне-кабриолете. -- Ред.) Я совершенно по-другому живу. На меня, кстати, обижены за это многие мои коллеги, которые являются суперзвездами российской эстрады. Я, к сожалению, никогда не буду называть себя этим унизительным для меня словом "звезда". Я в таком порядке со словом Мастер! Нет смысла называть себя звездой в стране, где идет полное уничтожение культуры. Тот, кто подсовывает бумажку на подпись, на самом деле уже сп...дил деньги... Ну, дамочки, вы же не будете всего этого писать?
-- А как вы отнесетесь к тому, если мы прямым текстом напечатаем?
-- Пожалуйста! Главное, чтобы не выдергивали слова из контекста. Вы же будете рассказывать мне, что никогда не слышали этих слов? Мне нравится такая лексика. Это мужской деловой разговор.
"ПУБЛИКА ЗНАЕТ, ЧТО Я НОРМАЛЬНЫЙ ПАЦАН"
-- Вы все время продолжаете играть. А какой вы на самом деле?
-- Секундочку! Публика знает, что я "нормальный пацан", и мы об этом больше не будем говорить. Я говорю честным языком. Просто я подаю это с ехидством. С болью в душе -- но с радостью в глазах. Я знаю, публике нравится мой жаргон.
-- Вы сами от себя не устали?
(Вдруг Чикка, час сидевшая тихо-мирно на руках у Бори, начинает лаять устрашающим фальцетом. Всеобщий хохот.)
-- Правильно! Бис! Как-кая тетя! А в очках сидит!.. Дорогая моя, в этом и заключается актерство: вам не надо знать мои болячки. У меня раненное сердце, но вы не должны этого знать. У меня болят глаза -- я много плакал. Болят руки, потому что я много поднимал и карабкался вверх. Я не делаю маникюр, потому это уже не игра -- это правда. Я выношу на публику ту историю, которую нужно. Публика на моих концертах два с половиной часа должна понимать жизнь, не страдая, -- это мои правила игры. Актер -- шут. Меня это не обижает.
-- Борис, а семья, дети?..
-- Все в порядке!
-- Алла Борисовна Пугачева доверяла вам воспитание уже достаточно взрослой Кристины. Как вы думаете, почему именно вам?
-- Вы знаете, мы с Аллой буквально на днях задавали друг друг тот же вопрос. Мы провожали лето у нее дома (у Аллы есть традиция: встречать весну и провожать лето). И была семья, в полном смысле слова: Филя, Юдашкин... Все, кроме самой Кристины и ее детей. И мы всю ночь сидели и говорили... Алла тоже не знала ответа на ваш вопрос. "Наверное, потому что Кристине было с тобой уютно!" -- сказала она. Когда Кристина хотела видеть своего отца -- наверное, ей подталкивали меня, потому что папа -- литовец, и я -- из Литвы. Может быть, так. По сей день Кристина ко мне относится так же. А я называю ее дочкой. Думаю, что это по-человечески честно. Я не намерен эгоистично унести все с собой в могилу. Что смогу -- все отдам. И бабки -- тоже. Я думаю, что надо уметь делиться: сценой, славой, цветами, деньгами, горем, радостью... Навеки ваш, актер Боря Моисеев.
"ПОЧЕМУ ОНИ ДАЮТ ЗВАНИЯ ПО ПОЛОВОМУ ПРИЗНАКУ?!"
Эту главку мы решили сделать послесловием. На самом деле, Борис прибыл в редакцию за полчаса до пресс-конференции. Он страшно нервничал и захотел по секрету поделиться наболевшей проблемой -- только с нами.
-- Вчера меня просто не пустили в Министерство культуры России в кабинет к чиновнице, некоей госпоже Егоровой, и сказали, что звания мне дать не могут -- несмотря на ходатайство народной артистки России Аллы Пугачевой и народного артиста России Иосифа Кобзона. Я "отказник", и никто не может мне объяснить, почему мне отказывают в звании -- вот уже десять лет до и десять лет после перестройки. Я не хотел с ними объясняться -- убежал оттуда в ужасе! Увидел этот кошмар и сказал себе: "Ты урод! Зачем ты сюда пришел?!" Думаю: суки, кому вы отказываете?! Людмиле Зыкиной? Покойному Борису Брунову?! Кобзону?! Игорю Крутому? Они ведь тоже на протяжении этих 20 лет писали письма в правительство и просили дать мне звание.
-- Но официально они как-то объяснили причину очередного отказа?
-- Не меняя интонации, с блеклым лицом улитки тетя мне сказала: "Это решение коллегии Министерства культуры, подписанное Президентом и отделом культуры Москвы, всеми пятью замами". А теперь я клянусь, что никогда больше не приду в этот казенный дом. Мне обидно, что в стране, в которой я получил образование, прошел горький путь взлетов и падений, был в Афганистане и Чернобыле, никогда не прятался в кусты от трудностей, какие-то чиновники могут плюнуть мне в лицо и сказать: "Слышишь, да пошел ты! Не нужен!"
-- Может, им никто не нужен?
-- Да только на днях несколько людей, которые на эстраде полгода, получили звание. А я вот кожей, рожей, мозгами, чистыми зубами -- не подхожу! Я клянусь: мне больше не нужно это звание. Точно так же происходило с Владимиром Высоцким, Игорем Тальковым... Пусть я не второй Высоцкий, но я 30 лет работаю для людей. И делюсь тем, что заработал. Сейчас им нечем платить нищим актерам пенсии, люди умирают от голода. Я же через Фонд эстрадных деятелей постоянно даю деньги на пенсии. А в Фонд детям, умирающим от СПИДа? А в Белоруссию больным детям?! Какая бл... принесла еще хоть цент?! Иосиф Кобзон -- единственный! А кто еще?! Только я.
Но для них это все -- херня. Причем ведь речь не о начальниках (они, может, и слыхом не слыхивали о проблеме), а об эшелоне секретуток, нафталиновых секретарш и прочих мандавошек, которые с утра до вечера думают: "Что подать хозяину на завтрак -- фамилию Моисеев или какую-то другую фамилию?" Что же вы, секретутки, не полетели, как я, вместе с Аллой и командой в Чернобыль или с Кобзоном в Афганистан?!
-- Почему вас так это задело, все-таки? Сами говорите, Тальков был без звания -- и ничего...
-- Элементарное чувство справедливости -- "а почему собственно"? Я что, второй раз выйду на сцену в "той жизни"? Неинтересно. Да и не будет ее. Я же им не ансамбль какой-то или театр, который они держат на бюджете, и тибрят у него деньги. Дают на их постановки ноль целых, хрен десятых. Я никогда не смеюсь на убогими, как завещал Христос, я всех люблю, но почему они меня не слышат? Почему они дают звания по половому признаку?! Вот теперь я больше ничего не хочу понимать и не прощу. Может, вы мне объясните, в чем проблема Моисеева, в чем он не прав?
-- Вы же знаете, что здесь до сих пор личная жизнь человека -- не его личное дело. В этом вся и проблема.
-- Ни хрена! Никто не имеет права выставлять мне оценки. Им еще не предостережение, как все накрылось в Америке, независимо от расы, национальности, вероисповедания и ориентации? Уже ведь понятно, что мы -- личинки, пушинки! Так почему мы срем друг на друга?! Вот оно, дорогая моя! Вот откуда начинается террор!
-- Думаете, что-то можно изменить?
-- Можно! Когда каждый начнет отстаивать свои маленькие права, уважая себя как неповторимую личность, террор закончится. Вот если бы я после этого инцидента закрыл рот и промолчал, как мне советовали некоторые коллеги, я бы сам себя перестал уважать. Это дело чести, раньше за такое вызывали на дуэль.
Мне наплевать на их мнение -- с кем, когда и в какое место. Я -- мужчина, хоть мама когда-то и кричала: "Ой, кого я родила? Бабу с яйцами". Но все-таки с яйцами, правда? Так что пошли они на... А баба или не баба -- это мои проблемы.
-- Не обижаетесь на инцидент с УНА-УНСО? (Предыдущие гастроли Моисеева в Киеве ознаменовались акциями протеста от УНА-УНСО: испохабили афиши, публично сажали курицу на кол, грозились взорвать Дворец "Украину" и т.д.)
-- Наоборот. Это была такая фишка: весь мир заинтересовался -- кто же такой Боря Моисеев? Как в известной песенке: "А кто такая Элис и где она живет?" Мне прислали по Интернету письма в поддержку Мадонна, Джордж Майкл, приглашали переехать... Не надо мне ничего, ребята, я живу в своей стране, и мне хорошо! Я очень люблю Москву. Москва -- это место моего общежития. Хотя, я почетный гражданин Америки (штат Оклахома), у меня открытый паспорт, и могу уехать в любой момент. Но это же вы, журналисты, пишите "самая скандальная звезда России". Бред. Это что, я сажаю через очко курицу на палку? Это другие. А я хочу спокойно работать. Я отлично помню, что я -- только белка в колесе, и ты -- белка, и все, кто пашет. У каждого -- свой круг жизни. Но если мне в мое колесо кто-то попытается бросить дерьма, я отвечу тем же.