1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №224 (976) за 06.10.2001

УКРАИНА САМОЛЕТ НЕ СБИВАЛА

Разноречивые версии, возникшие буквально в первые же часы после трагедии с российским Ту-154, свелись к трем основным: теракт, попадание украинской ракеты и техническая неисправность. Самая неприятная для нашей страны, естественно, вторая. Однако вчера она была опровергнута заявлениями высоких должностных лиц как Украины, так и России. Появилось и заявление пресс-службы Минобороны Украины со ссылкой на командующего войсками ПВО генерала Владимира Ткачева. Смысл его в том, что признавался сам факт учений и ракетных пусков, однако категорически отрицалась возможность попадания в самолет. Мотивация: дальность полета ракет не превышала 10--30 км. Было также сказано, что из 11 целей (беспилотных самолетов) 9 удалось сбить, 1 самоликвидировалась, еще одна приземлилась. Запомним -- как минимум две ракеты, стало быть, в цель не попали... Общее количество выпущенных ракет вообще не называлось.

Мы верим должностным лицам и не подвергаем сомнению их утверждения о фактической стороне дела. Однако печальный опыт с попаданием ракеты в жилой дом в Броварах заставил задуматься: а теоретически могла произойти трагедия с лайнером по вине украинских военных или используемой ими техники? С такими вопросами вчера мы обратились к группе экспертов (учитывая сообщения иностранных информагентств, которые со ссылкой на Пентагон, "переводили стрелки" виновности на Украину).

Если коротко, то мнение экспертов идет вразрез с официальным -- они утверждают, что ракета, пусть теоретически, могла попасть в этот самолет. Вот их аргументы. Первое -- похоже, что был нарушен основной принцип подобных пусков, запрещающий, чтобы в секторе для стрельбы, даже невероятно далеко, проходили, например, воздушные трассы. Кроме того, есть информация, будто гражданский самолет по каким-то причинам отклонился от своего коридора и мог оказаться в районе учений. Второе: стрельбы проводились различными ракетами, в том числе, по признанию самих военных, и комплексом С-200. Эта ракета может лететь на дальность около 300 км и способна была попасть в зону, где случилась катастрофа. Вспомним те как минимум две ракеты, что промахнулись мимо целей... Да, на них есть самоликвидаторы, которые должны взорвать ракету через 10 секунд после промаха. Но это же техника, и полной гарантии, что она сработает, не даст никто.

Далее -- человеческий фактор. Стрельбы были учебные, рассуждали эксперты, значит, заранее точно известно, кто и когда производит пуск, когда появится цель и т. д. Представим себе оператора, возможно, неопытного, который знает, что в определенное время на экране возникнет цель. И если вместо нужной появляется случайная мишень (а совпадение по времени в данном случае фантастическое), такой оператор может "захватить" ее и, "подсвечивая", как говорят спецы, ее путь, навести на ложную цель. Тем более когда за спиной стоят министр обороны, генералы, иностранные наблюдатели...

Кроме того, есть сведения, что позавчера в воздух, кроме ракет ПВО, взлетела и ракета сухопутных войск класса "земля -- земля" Р-300. Дальность полета -- 300 км, совпадение по времени -- абсолютное (стартовала в 12.20). Правда, вероятность ее попадания в самолет мизерная, так как полет не корректируется. Взмыв вертикально вверх, эта не самонаводящаяся ракета должна просто упасть в заданный квадрат. Но случаются ведь невероятные совпадения и случайности...

Есть еще один момент, утверждают специалисты. Якобы наши, да и российские военные пользуются устаревшей системой опознавания "свой-чужой". При эффективно действующей системе, даже если оператор уже нажал кнопку "Старт", ракета, образно говоря, пошлет запрос к цели и получив ответ "свой", с направляющих не сойдет. Нынешняя система ее может не удержать...

Рассмотрели эксперты и другие версии. Их мнение -- случись неисправность на самом самолете, пилоты имели бы достаточно времени, чтобы что-то сообщить на землю. То же самое и со взрывчаткой на борту. Даже если бы террористам удалось пронести 5 или 10 кг ВВ, взрыв в салоне не лишил бы экипаж возможности несколько секунд оставаться в живых и, опять же, хоть пару слов крикнуть в эфир. Этого, как известно, не произошло, трагедия случилась моментально. Так, как будто в самолет попала ракета...

Позавчера один из телеканалов показал репортаж собственного корреспондента с места учений. Журналист еще не знал о катастрофе и бодро рапортовал о ходе ракетных пусков. количестве сбитых целей... А в конце добавил, что, дескать, две ракеты в мишени не попали и ушли куда-то в сторону Сочи. Интересно бы узнать судьбу этих смертононых болванок...