1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №227 (979) за 10.10.2001

ВОЙНА -- СМЕРТЕЛЬНЫЙ ПРИГОВОР ДЛЯ КРУПНЫХ ГОРОДОВ

Взрыв торгового центра в Нью-Йорке, последние события в Афганистане многих наталкивают на мысль: неужели мир сошел с ума? Не хотелось бы так думать, но проблема защиты мирного населения от терроризма стала актуальной практически во всех странах мира. Что и говорить об Украине и Киеве, которые предостаточно испытали на себе воен.

О защите мирного населения думали еще в далекие тридцатые. Недавно наткнулась на брошюры "Инструкции по ПВО крупнейших городов СССР" и "Рекомендации по градостроительству с учетом требований ПВО". Многие моменты довоенных инструкций актуальны и в наш век высоких технологий. Поскольку созданы после горького опыта "империалистической войны" и бомбардировок городов Испании.

Уже тогда военные теоретики отмечали, что уничтожение мирного населения и гражданских объектов -- это "главный источник подрыва морального сопротивления любой нации". И убойным средством достижения этого является авиация. Посему создание надежной системы ПВО было жизненно необходимо. В противном случае, как писали тогдашние военные специалисты, "будущая война будет смертельным приговором для крупных городов". Сразу же после событий в Испании собирались подвергнуть пересмотру не только типы домов, но и всю планировку городов, их коммуникации и транспортную структуру.

Было решено строить города в местах, не дающим возможности ориентирования с воздуха за счет рельефа. Тогдашние спецы неоднократно повторяли, что город должен разделяться "зеленой полосой" в 300--500 метров. Они отмечали, что с этой позиции Нью-Йорк со всеми его "демаскирующими" островами и заливами построен неудачно. Хотя Киев тоже "спрятан" не ахти -- самое лучшее место для него было бы там, где русло реки наиболее прямое.

Любовь американцев к небоскребам должна была им дорого обойтись, ведь эти постройки признавались советскими военными специалистами наиболее уязвимыми с воздуха еще в 1940 году. При нападении огромное количество людей подвергалось опасности, так как при большой этажности зданий "подъемное оборудование легко выйдет из строя от взрыва". Кроме того, при поражении небоскреба велика возможность завала улиц и проездов, что затруднит борьбу с пожарами. К сожалению, все эти страшные картины стали реальностью через 60 лет на Манхэттене. Кстати, в том же 1940-м "любители небоскребов"-- архитекторы Вотье и Корбюзье -- предлагали строить здания-башни с очень прочной крышей, состоящей из железобетонных перекрытий или "вертикальные убежища" -- хорошо укрепленные шахты внутри небоскреба. Но сейчас даже эти надежные строения вряд ли бы устояли.

Большие города, по мнению ученых, не должны были иметь "читаемого" с воздуха членения на части. Может, поэтому в Киеве не так уж и много "высоток". Самыми идеальными и защищенными от бомбежек считались "спальные районы" свободной застройки. Оказывается, их простота и однотипность не случайна, она позволяет максимально спрятать их от воздушных ударов и уменьшить вероятность попадания.

Но киевский центр с крупными площадями, широкими улицами и административными зданиями -- это прежде всего хороший ориентир для нападающих (все рядышком -- и Кабмин, и Верховный Совет, и администрация Президента). "Разбросать" их по всему городу собирались еще до Второй мировой, но этого так и не сделали.

Особую опасность при воздушных атаках представляют промышленные предприятия, считали советские спецы. Поэтому рекомендовали вынести абсолютно все промышленные объекты за черту города, а там их надежно маскировать, чередуя основные цеха с подсобными строениями и используя все ту же "свободную застройку". Но, увы, в столице и по сей день огромное число промышленных предприятий осталось чуть ли не в центре города.

Словом, все для защиты города и населения от воздушных атак было придумано еще в 40-е годы. Если бы задуманное осуществили, мы, возможно, почувствовали бы себя в меньшей опасности.