1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №227 (979) за 10.10.2001

КОЛУМБ ПРИПЛЫЛ В АМЕРИКУ В ДЖИНСАХ!

Самая универсальная одежка всех времен и народов -- джинсы -- скоро отметит 150-летний юбилей. Целое столетие они были сугубо рабочей униформой: верой и правдой служили шахтерам и строителям, золотоискателям и фермерам-ковбоям. А в последние 50 лет превратились в культовый символ демократизации моды, поселившись на всех социальных "этажах" большинства стран мира.

"ПЕРЕКОВАЛ" ПАЛАТКИ НА ШТАНЫ

Праотцом чудо-штанов считается Леви Штраусс, которого на американский манер позже окрести Страуссом. Совсем молодым он эмигрировал в Америку в 1853 году, гонимый притеснениями евреев у себя на родине, в Германии. Отплывая в дикую страну, охваченную золотой лихорадкой, он в качестве первичного капитала прихватил с собой некоторое количество грубой хлопковой ткани коричневого цвета, смахивающей на брезент. Думал предложить ее старателям для пошива палаток. Но от разговорчивого янки, случайно встретившегося ему на улице, иммигрант узнал, что гораздо больше палаток здесь требуются крепкие и надежные рабочие штаны. Мол, те, кто побогаче, могут позволить себе брюки из кожи, остальные пробавляются дешевыми матерчатыми портками, а они слишком быстро приходят в негодность.

В самом деле, тяжелый труд старателей и скотоводов требовал особо прочной и удобной рабочей одежды. И вскоре Страусс понял, что привез с собой "золотую жилу". Первая же пара штанов, сшитая им из прочной брезентоподобной ткани, сделала его популярным среди золотоискателей: заказы посыпались как из рога изобилия. Он развернулся, открыл мастерскую в Сан-Франциско, дело росло как на дрожжах. Клиентам импонировало, что портной, уважая здешние каноны, предложил модель популярного кроя: кокетка сзади, позволявшая обходиться без ремня, двойные строчки для крепости и масса накладных карманов, усиленных специальными закрепками. Штаны отличались замечательной прочностью, к тому же, в отличие от кожаных, их можно было многократно стирать.

ПАЛЬМУ ПЕРВЕНСТВА ОСПАРИВАЮТ ИТАЛЬЯНЦЫ И ФРАНЦУЗЫ

Нащупав, таким образом, свою "жилу", Леви вскоре решил, что его продукция должна быть только отменного качества. И невзрачный брезент заменил плотной хлопчатобумажной тканью, которую через итальянский порт Генуя оптовые торговцы поставляли из французского города Ним, с XVII века славившийся как мировой текстильный центр. Отсюда -- и название коттоновой ткани "деним", дошедшее до современности. Именно тамошние мастера для окрашивания хлопка применяли природный растительный краситель индиго, который давал глубокий бархатистый цвет -- от голубого до синего. Стоила такая ткань недорого, о ней говорили "живая", ибо краситель был нестойким, и материя в ходе носки довольно быстро выцветала, теряя первоначальный вид. Но -- парадокс: как раз это ее свойство впоследствии оказалось самым ценным.

У индиго -- своя драматическая история. Его начали использовать в Индии и Китае для окраски шерсти за 4000 лет до рождения джинсов. Две страны жестоко конкурировали за рынки сбыта. Самому же веществу, которое получали из растения-эндемика Indigofera, приписывали свойства отравы -- может, потому, что его распространение приводило к массовому разорению местных производителей красок. Потом его начали делать и в Америке, пока в конце XVIII века по выгодному бизнесу не ударила... Американская революция. Индии улыбнулось счастье: она вернула монополию на производство индиго. И только спустя почти сто лет немецкий химик Адольф фон Байер изобрел синтетический аналог, быстро вытеснивший натуральный, как более чистый и стабильный. Сейчас производят более девяти тысяч тонн индиго в год, и конечно же, основную массу его "выпивают" джинсы.

Как утверждает Оксфордский словарь, само слово "джинсы" появилось в 1567 г. Перед отправкой за океан на тюках с мануфактурой портовики проставляли штамп места отправления -- "Genes" (Генуя), который американцы переиначили в "джинс". Прочную ткань использовали для парусов уже 500 лет назад, так что, образно говоря, Христофор Колумб отправился в свое эпохальное путешествие в Америку на "джинсовых" парусах, а итальянские матросы уже тогда щеголяли по побережью в праджинсах. Сам Страусс не жаловал это назойливо-звонкое имечко и даже свою знаменитую 501-ю модель (кстати, выпускаемую и поныне) называл не иначе как "комбинезон по пояс". Ну а Франция и Америка до сих пор спорят, кто же все-таки первый ввел в обиход традиционные джинсы: престиж дорогого стоит.

КЛЕПАНАЯ ТКАНЬ...

Итак, джинсы от Леви Страусса раскупались со свистом, однако вскоре обнаружилась серьезная проблема. Добытые самородки золотоискатели рассовывали по карманам, и под такой тяжестью те довольно быстро рвались. Оригинальный выход нашел закройщик из Невады Джейкоб Дэвис, предложивший укреплять углы карманов... заклепками для крепления конской сбруи, как делал это сам, ремонтируя дыры на штанах. Идея настолько понравилась публике, что Дэвису и Страуссу ничего не оставалось, как стать компаньонами, быстренько оформить патент и внедрить новшество на всех выпускаемых ими джинсах. И вплоть до 1890 года, когда истек срок действия патента, никто другой во всей Америке не смел пользоваться идеей при изготовлении какой-либо одежды. Кстати, и доселе доподлинно неизвестно, чей дизайн джинсов стал основным -- Дэвиса или Страусса.

Изначально "клепали" и карманы по всем углам, и ширинку. И только в 1941 году, после того как, сидя у костра, раскалившейся заклепкой обжегся президент крупной компании Уолтер Хаас, металл изъяли с причинного места. Начиная с 1937-го, заклепки на задних карманах начали обшивать джинсовкой, поскольку они нещадно царапали дорогие ковбойские кожаные седла и школьные парты. А с середины 60-х их вовсе убрали, а углы начали прошивать швом "зигзаг". В частности, у "ливайс" эта строчка состоит из 42-х стежков на протяжении полудюйма. Высший пилотаж!

В 1893 году джинсы обрели еще одно ценное усовершенствование -- популярнейшую с тех пор застежку "zipper" (молния). Правда, поначалу она представляла собой систему миниатюрных крючочков и петелек. Улучшил ее, придав практически современный вид, швед Гидеон Сундбек в 1913 году.

...И ПРОЧИЕ МИЛЫЕ ПРИБАМБАСЫ

Само собой, истинно фирменной вещице полагались атрибуты аутентичности. Так в 1886-м сзади у джинсов появилась кожаная нашивка-лейбл с изображением двух лошадей, тянущих пару "Levi's" в разные стороны. Она выполняла функцию сертификата качества. Сюжет ее отнюдь не случаен: Леви в самом деле устраивал в рекламных целях показательное разрывание своих джинсов дюжими битюгами (что им, конечно же, не удавалось). Очевидно, идею трюка он подсмотрел на старинной гравюре о "магдебургских полушариях", изображающей физический опыт, в ходе которого лошади не могли разъять два полых полушария, из которых был выкачан воздух. На задних карманах стали вышивать фирменный знак в виде двойной "галочки", символизирующий гербового орла. Этот узор, появившийся в 1873 г., является самой первой американской торговой маркой. Появился также "красный флажок" -- маленький, но оч-чень важный ярлычок-этикетка, вшиваемый в шов заднего накладного кармана.

СИНЯЯ УНИФОРМА РАСПОЛЗЛАСЬ ПО ВСЕМУ МИРУ

Во время Второй мировой фирма "Levi's" стала официальным поставщиком армии США, ее джинсы продавались только участникам боевых действий. По окончании войны диковинные для европейцев американские портки распродавались направо и налево как излишки военной амуниции. Оптовые торговцы скупали их... на вес, а некоторые фирмы перед продажей пытались улучшить их товарный вид, подвергая "линялые" до неприличия штаны дополнительной обработке и покраске. Так, только через 100 лет после рождения, состоялось первое знакомство Европы с заокеанским изобретением.

А вот у хиппи пошарпанный вид синего обмундирования вызвал восторг. Они сделали протертые, дырявые и нарочито "состаренные" джинсы непременной частью своего имиджа: помните -- брюки-клеш, сигареты с фильтром, жевательная резинка и рок-н-ролл? Когда же и остальной народ распробовал все достоинства удобных и практичных штанов, их производством занялись многие фирмы: "Wrangler", "Guess", "Beneton", "Kalvin Klein", "Mustang Jeans", "Gold Jeans", "Lee", "Joop"... Знатоки различают фирменный товар по заклепкам, молниям и строчкам: обычно все металлические детали имеют эксклюзивную маркировку, которую трудно воспроизвести пиратским способом.

После 60-х джинсомания охватила весь мир, снесла возрастные, социальные и национальные барьеры. В демократичных брюках щеголяют президенты и школьники, в них убегают из дому бунтари-подростки и степенно вышагивают на туристических маршрутах ухоженные европейские и американские старушенции, в них по-прежнему предпочитают вкалывать работяги и отдыхают на белых яхтах мультимиллионеры. В 1973 г. ткацкие фабрики не справлялись с заказами -- потребности в коттоне взлетели до небес. Тогда же и цена на хлопок в одночасье утроилась. По оценкам фирмы "Wrangler", она тогда могла бы давать в полтора раза больше штанов, будь у нее джинсовка. Ну, а фирма № 1 -- "Леви Страусс и К" -- все расширяла сферу своих интересов: в 1979 г. объем ее внутренних продаж достиг $1,3 млрд., выторг за пределами страны -- $2 миллиарда. А все начиналось с кусочка брезента...

Джинсовый стиль уверенно ворвался в высокую моду. Появилась масса новых технологий: бедные штаны шлифовали песком и пемзой, вымачивали в кислоте, отбеливали для получения немыслимых цветовых эффектов и даже расстреливали из дробовика, добиваясь появления особенных дырочек. В 70-х на увидела свет джинсовая Библия -- современное издание в переплете из голубой джинсовки стоимостью $1,95. А когда возникли проблемы с продажами знаменитого Фольксвагена "жук", производители решили внести свежую струю и под лозунгом "тот, кто в джинсах, всегда молод и уверен в себе", выпустили на рынок малолитражку с джинсовым салоном. На обтянутых джинсовкой сиденьях красовались такие знакомые заклепки...

Для жителей СССР зарубежные портки долго оставались труднодоступной мечтой. Легко позволить себе раритет могли лишь те, кто мотался по "загранкам", прочему люду приходилось обхаживать фарцовщиков. Только в 1989-м фирма "Rifle" открыла свой магазин прямо на Красной площади, фирма "Carrera" продала изголодавшимся московитам полмиллиона пар вожделенных штанов. А в это время во французском универмаге "Монопри" продавались настоящие советские джинсы "Beriozka"! Вообще, буквально у каждого бывшего "гомо советикус" не моложе тридцати пяти есть своя трогательная "сага о первых джинсах". Но это уже совсем другая история...

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Чтобы распознать подделку, выверните джинсы наизнанку и проверьте тщательность обработки швов. В "фирме" не может быть затяжек нити, обрывов строчек, а нить на шве, соединяющем штанины, должна оканчиваться длинной, в 10--12 см, цепочкой петель. Число шлевок на мужских моделях -- 7, на женских -- 5. Молния должна быть двойной фиксации, а вот "Levis 501" выпускается только на "болтах" -- пяти пуговицах. Удивительно, но факт: двух абсолютно одинаковых джинсов даже у одной фирмы не бывает. Поэтому примерять, и еще раз примерять! Не покупайте из расчета "на вырост" -- уважающие себя фирмы продают уже "подсаженные" изделия. Новые джинсы должны иметь запас 4 см по талии и бедрам и 8 см -- по длине. После двух-трех стирок они усаживаются по фигуре владельца, становясь его "второй кожей".

И, наконец, несколько строгих "не":

Никогда НЕ отдавать в химчистку.

Ни в коем случае НЕ замачивать, тем более в горячей воде!

НЕ стирать "с лица", а вывернуть наизнанку -- конечно, если хотите сохранить первозданный вид изделия.

НЕ пользуйтесь порошками с отбеливающими и биоактивными компонентами, лучше всего подойдет хозяйственное мыло.

НЕ доверяйте "стиралке", даже самой современной. Руки и щетка с жестким ворсом -- лучше всего.

НЕ бойтесь линьки при первых стирках -- это нормально.

Ни в коем случае НЕ отжимайте, дайте воде свободно стечь.

НЕ сушите на солнце.

НЕ надевайте влажными.

НЕ отказывайте себе в удовольствии погладить их после стирки (утюгом, разумеется) -- ткань отблагодарит мягкостью и комфортом в носке.