1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №227 (979) за 10.10.2001

ЮРИЙ ЛОЗА: "ОДНОЙ ЗАДНИЦЕЙ НА ДВА УНИТАЗА НЕ СЯДЕШЬ"

Юрий Лоза -- не бард (поющий поэт), он скорее поющий композитор. Отчасти даже философ с гитарой, вечный бунтарь, которому всегда было мало достигнутого. Мы встретились на одном из фестивалей, куда он прилетел только на один день -- рвался домой, в Москву.

"Я ЧЕРЕПАХА ПО НАТУРЕ"

-- Какими судьбами?

-- Да вот, вырвали на один день на фестиваль, но нужно срочно возвращаться в Москву -- покупать двери и окна для дачи. Стеклопакеты ставить... Только что был в Израиле и Турции...

-- В Турции, небось, на яхте ходил? Сейчас это у вас модно...

-- Ты меня путаешь с Макаревичем. Нет, я абсолютно земной человек, даже море не очень люблю -- предпочитаю бассейн. На берегу бассейна барчик, тень... Вообще, без движения могу находится очень долго -- я же черепаха по натуре.



СПРАВКА "СЕГОДНЯ"

Никаким певцом Лоза с детства становиться не собирался -- с наслаждением играл в футбол (хотя вовсе не в "Кайрате", как иногда ему приписывают), дошел даже до команды мастеров, но в этот момент понял, что музыка его интересует больше. Окончательно определился с выбором профессии после армии, поучившись предварительно в университете. Играл на свадьбах, пока не познакомился с Бари Алибасовым.

-- Вспоминаешь сейчас времена "Интеграла" и школу Алибасова?

-- "Интеграл" -- редко, а Бари у меня стойко ассоциируется с "На-на". Моя музыкальная карьера по-настоящему началась в 1983--84. Альбомы этих годов были запрещены, и Сева Новгородцев сделал обо мне программу на Би-Би-Си. После этого я считался почти диссидентом.

-- Твоя самостоятельная деятельность связана с группой "Зодчие", которую ты организовал совместно с Валерием Сюткиным...

-- Организатором ее был вовсе не я, хотя я работал в группе -- после переезда в Москву из Саратова надо было где-то числиться, а эта работа давала мне ведомственную прописку. Сначала исполнял в программе "Зодчих" "вставной номер" и помогал ребятам за пультом крутить ручки. Потом вошел в основной состав, но очень скоро захотелось работать самостоятельно: в "Зодчих" за концерт я получал 11 рублей, в то же время меня уже приглашали во многие города на сольники и платили за них 500.

"НЕ НАДО НАДУВАТЬ ЩЕКИ!"

-- Как прошли гастроли в Израиле?

-- Да никак! Как всегда, приходит только русскоязычная публика. Неужели ты думаешь, что, кроме классиков, кто-то работает на израильтян? Мне трудно предположить, что Мирей Матье в Японии работает на французов, проживающих там. А публика наших эстрадных артистов -- только эмигранты, и не надо надувать щеки.

-- Главная причина -- их низкий профессиональный уровень?

-- Здесь много причин. Представь себе: на вручение наград в Монте-Карло турок всегда выйдет с турецкой песней, и все поймут, какая интересная эстрада в Турции. То же самое итальянцы, французы... Выходят ребята, что-нибудь свое замудонят, чтобы было слышно своебразие языка, видны традиции, -- все в восторге. И выходит из России какой-нибудь Филя Киркоров, который представляется как лучший артист России: не поймешь, кто по национальности, говорит на отвратительном английском и на еще более отвратительном английском поет... В жюри и публике шепоток: "Ну, что я тебе говорил? Нет у них никакой эстрады! Лучшее, что они могут, это плохонько перепевать наши известные хиты".

-- Но "Мумий Тролль" на последнем Евровидении пел на русском...

-- Нет, они пели все на том же плохом английском... (Взрывается.) Да Евровидение, честно говоря, вообще говно, а не конкурс -- на него уважающий себя человек ездить не станет. Как поступили в этом году итальянцы. Их оскорбило главное условие -- петь обязательно на английском. С какой стати?! Там давно уже поют только те, кто лижет задницу англичанам. Ты послушай, как они говорят: как будто у них зубы выбиты, но не выплюнуты! Вот Никита Михалков, заигрывая с Западом, снял совершенно бредовый фильм "Сибирский цирюльник" -- как бы о русских, но вовсе не о русских...

-- Ты слышал -- Розенбаум в одной из новых песен "Что-то здесь не так" поет с горечью: "Футболистом стал певец хороший Лоза" -- видимо, по поводу твоего ухода из большой попсы и участия в футбольной команде звезд шоу-бизнеса "Старко"?

-- (Иронично.) Саша Розенбаум во всем своем творчестве раза два-три упоминал кого-либо: он так занят собой, что если он спел так, значит действительно считает это значительным событием. Это лестно, конечно, но... (Смеется.) Он так много альбомов настрочил в своей жизни, что скоро начнет цитировать самого себя.



ИЗ ДОСЬЕ "СЕГОДНЯ"

Юрий Лоза принимал деятельное участие в создании команды "Старко", но потом ушел оттуда -- как он сам говорит "по идейным соображениям". Нынче возглавляет другую звездную команду "Фортуна", которая предпочитает играть с депутатами Госдумы. Для него это психологическая разгрузка и "хорошая возможность подзаработать". Однажды "Фортуне" предложили сыграть банкиры. "Выиграете, -- говорят, -- получите $50 тысяч, проиграете -- просто организуем банкет". "Фортуна", что называется, "попала" -- 3:10. Лоза утверждает, что банкиры сами на поле не вышли, а выставили своих качков-охранников: "Они нас перебегали". Оно и понятно -- артисты часто нарушают режим.

"СКОЛЬКО ПОПУЛЯРНОСТИ НАДО ЧЕЛОВЕКУ?"

-- Наташа, а можно я у тебя спрошу?

-- Давай.

-- Сколько популярности надо человеку?

-- Пока не поймет, что все это "треш" -- мусор.

-- Вот видишь! Чуть больше, чуть меньше, в масштабах истории -- это чепуха. От человека остается -- написал он триста песен или три -- одна-две хорошие песни. Одна от меня уже осталась.

-- "Плот" имеешь в виду?

-- "Плот". От Огинского остался полонез... А об эстрадной музыке вообще смешно говорить. Так что я, наверное, защищу диплом по экономике (уже на 4-м курсе учусь), стану депутатом Думы и буду на остатках былой популярности сидеть, щеки надувать и принимать толковые законы. Мне надоела эстрада, скучно -- я уже всего достиг.

-- Неужели больше не испытываешь кайфа, когда выходишь на сцену?

-- Испытываю. Я ведь не говорю, что откажусь от исполнительской деятельности -- писать больше не хочу. Коммерциализация нашей эстрады сняла вопрос качества. Тогда какой смысл? Вот я сейчас сделал клип, где в последний раз снялся Николай Еременко -- артист, серьезно любимый страной. И тут Коля умирает. Обзвонил все каналы: ребята, можно показать клип на 40 дней Еременко? Ни один канал не согласился сделать это бесплатно! Спрашиваешь, почему я не хочу писать песни? Да потому что они на фиг никому не нужны!

-- Ну почему? Больше стеклопакетов купишь себе...

-- А мне не надо много стеклопакетов -- одной задницей на два унитаза не сядешь... Это в молодости казалось, что нужен весь мир и его нужно обязательно переворачивать. А потом становится ясно: совершенно не нужна "точка опоры", потому что сам смысл переворота отсутствует. Понимешь?

"ЖЕНА МЕНЯ ПОНИМАЕТ, А Я ДЕЛАЮ ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ"

-- Жена оказывает на тебя большое влияние?

-- С какой стати?! Абсолютно нет. Знаешь, Штейн хорошо сказал о своей супруге... Однажды его спросили: "Жена вам стирает, варит кофе, воспитывает детей... А вы что для нее делаете?" Он ответил: "Я ее понимаю". В данном случае у нас наоброт -- она меня понимает, а я занимаюсь всем остальным.

-- А почему ты решил вдруг стать депутатом? Надо ли это артисту?

-- Смотря для чего. Если человек собирается и способен работать -- это одно. А если, как Юра Антонов... Его спросили, зачем он стремится в Думу, и он ответил: "Йося же пролез", имея в виду Кобзона.

-- Понимаю. Однако, если я сейчас захочу стать балериной даже не ради корысти, а чтобы принести пользу человечеству, -- это будет полным идиотизмом.

-- Согласен. Но бывают исключения. И этим не нужно пренебрегать.