1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №228 (980) за 11.10.2001

РАКЕТА "НЕ ПОНЯЛА" УКРАИНСКОГО ЯЗЫКА?

Похоже, что прогноз нашей газеты, который мы одни из первых высказали несколько дней назад, обозначив его как "вероятность", увы, оказался очень близок к истине. Напомним: мы предположили, ссылаясь на мнение авторитетных экспертов, что оператор пусковой установки С-200 мог "захватить" ложную цель и выпустить по ней ракету, которую позже так и не нашли. Так же считает, например, представитель НПО "Алмаз"(РФ) -- предприятия, которое разрабатывало комплексы С-200. Как сообщает РИА "Новости", этот специалист полагает, что беспилотная мишень-самолет "Рейс" и пассажирский лайнер могли оказаться в одной узкой диаграмме направленности антенны станции наведения. Поскольку "Рейс" был значительно ближе, то после одного кругового обращения антенны он вышел из зоны обнаружения станции, а Ту-154 остался. К тому же лайнер имел значительно большую отражающую поверхность, стало быть, и сигнал отразил более мощный. Вот и произошел захват цели... Этот же специалист добавил, что никогда раньше, в том числе и во времена СССР, боевые стрельбы по воздушным целям в районе Крыма не проводились из-за обилия там авиационных трасс...

Что касается конкретики расследования катастрофы, то российская сторона все больше склоняется к "украинской" версии трагедии. Для этого, утверждают россияне, есть объективные причины: на месте гибели самолета найдены обломки, поразительно напоминающие куски ракеты С-200. А металлические шарики диаметром 7 мм, извлеченные из тел погибших, -- шрапнель, которой начиняются такие ракеты (они взрываются неподалеку от цели и поражают ее взрывной волной и шрапнелью). Кроме того, существуют данные объективного контроля Геленджикской станции слежения, зафиксировавшей 4 октября следы летательного аппарата, двигавшегося в направлении Ту-154. Весьма вероятно, что это была ракета... Что же касается украинских данных объективного контроля за местом падения ракеты, то маршал авиации Евгений Шапошников заметил, что российская сторона пока их так и не получила (впрочем, появилась информация, что специалисты и по обломкам могут установить не только тип ракеты, но и серию, когда и кому была поставлена). Тем не менее, по заявлению нашего министра обороны Александра Кузьмука, Украина будет искать злосчастную ракету в водах Черного моря, километрах в 70 от берега...

Очень необычную версию катастрофы выдвинул директор Института политических исследований (РФ) Сергей Марков. Он считает, что самолет сбила наша С-200, но причина кроется... в языке, на котором отдаются команды! Мол, советские ракеты, к которым относится и С-200, понимают только русский язык, а поскольку команды отдавались на украинском, ракета его "недопоняла" и полетела не туда...

Вчера мы еще раз попросили экспертов смоделировать возможную ситуацию -- правду от наших военных приходится ждать слишком долго... Вот что сказали специалисты. Ссылки должностных лиц на то, что С-200 якобы не могла преодолеть расстояние в 300 км, несостоятельны. Во-первых, еще во время парада в День Независимости звучали заявления о том, что наши ракеты модернизированы и дальность полета увеличена (по сравнению со стандартными 250 км для упомянутой). Во-вторых, существуют еще такие факторы, как вращение Земли, плотность воздуха и направление ветра в данный момент. Просчитывал ли кто-то влияние этих условий на полет ракеты? Кому из нас не приходилось иной раз прилетать в аэропорт назначения раньше, чем было запланировано, лишь потому, что дул попутный ветер? Так могло получиться и на сей раз... В-третьих, как мы уже писали, эффект показательных учений мог сказаться на действиях оператора, заранее знавшего, что в такой-то момент в таком-то месте появится цель. Она и появилась, да не та, а времени разбираться в этом могло не быть -- за спиной генералы, не дай Бог пуск сорвать...

Дилетанты могут возразить: а как же дальность цели, неужели оператор не видел, что до нее не 30, а 300 км? Специалисты ответили так: операторов двое, один работает по направлению, другой -- по дальности. И, в принципе, между ними могла произойти (в показушной спешке) нестыковка. Хотя есть еще контролирующий офицер, который обязан следить, чтобы подобное не происходило... Впрочем, как оно было на самом деле, узнать заинтересованным следователям не составит труда, ибо все разговоры и команды при ракетном пуске обязательно записываются. Ну, должны записываться... И не эту ли часть информации имели в виду россияне, заявляющие, что, мол, Украина предоставила не все данные, их интересующие? А могло быть и так, высказали догадку эксперты, нарисовав картинку. Оператор ожидает цель и она появляется, только на пару сотен километров дальше. "Ах, такие-сякие, -- думает офицер либо прапорщик, -- решили меня проверить, справлюсь ли со вводной... Справлюсь!" И докладывает о захвате цели...

Похоже, теперь о дальнейших ракетных пусках в украинской армии придется надолго забыть, что, конечно, большой минус для обороноспособности страны. Если и на сей раз виновницей ЧП была наша установка, то, получается, нашими ракетами и на наших полигонах стрелять просто нельзя. Так ли это? Эксперты считают, что так. Каков же выход? Их мнение: идти по пути тех стран, где приняты на вооружение имитационные снаряды и ракеты. Проще говоря, такая "летающая взрывчатка", которая априори имеет маленькую дальность, сопоставимую с размерами полигона. Не следует надеяться, что ракета в случае чего самоликвидируется -- отказы, как знаем, случаются. Нужно, чтобы ее двигатели при любом раскладе не дали возможность улететь дальше, чем следует. Тогда даже террорист за пультом ничего не сможет сделать... А с учебой для личного состава все будет в порядке. Говорят, на Западе уже давненько так стреляют...