1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №232 (984) за 16.10.2001

"КОНЯ НА СКАКУ ОСТАНОВЯТ..."

Команда "железных леди" на сценах киевских театров пополнилась сразу двумя отменными экземплярами.

Первая дама -- горьковская "Васса Железнова". Тут удивителен сам факт: 86-летний патриарх режиссуры Владимир Оглоблин, который давно уже отказывается работать в академических ("мертвых", по его выражению) театрах, поставил горьковскую пьесу со студийцами Центра современного искусства "ДАХ". По идее, это что-то вроде воспоминания о его собственном спектакле в Театре имени Франко двадцать лет назад. Но, что поразительно, Владимир Николаевич находит нечто живое даже в таком мертворожденном произведении, как история про "маму Васю" с ее семейно-классовыми проблемами. Эстетическая ценность спектакля... не обсуждается. Во-первых, что со студийцев возьмешь? А во-вторых, слава Богу, денег за вход не берут -- так что "не стреляйте в пианиста -- он играет, как умеет".

Второй случай, пожалуй, поинтереснее будет. "Гедда Габлер" Ибсена в Молодом театре в постановке Станислава Моисеева. Здесь все идет по принципу: если уж умирать -- так красиво. В седле, например... Кстати, чертежи "лошадиного тренажера", водруженного на сцене, художник Сергей Маслобойщиков нашел в каком-то старинном журнале. Говорят, до спектакля в Молодом такой "адской машинки" не существовало в природе -- а она не только красива, но и наводит на всяческие фрейдистские мысли: героинька-то вышла замуж из чисто рассудочных соображений и с любовью у нее давно не складывается... А тут -- в седло впрыгнет, поскачет-поскачет -- вроде и легче становится... Да и по Ибсену все сходится: Гедда, дочь военного, увлекается пистолетами и верховой ездой и все мечтает, чтобы муж завел ей лошадь...

Если в первом акте на сцене появилось ружье, в третьем оно должно выстрелить. Вопрос: "Кого она пристрелит?" -- мучил зрителей с начала спектакля. И Гедда не обманула ожиданий. "Достала" до самоубийства возлюбленного, а потом и сама застрелилась -- железная баба! (Кстати, а что с Вассой вышло? Сначала мужа отравила, дабы защитить честь семьи, а потом у самой сердечко не выдержало!) Вот тут уж можно долго говорить о блестящих актерских работах: трогательно-комичный, появившийся в совершенно новом для себя амплуа Станислав Боклан; тонкий и нервный Валерий Легин, непривычно строгий и аскетичный Алексей Вертинский... Почему-то, на фоне таких роскошных мужчин еще более заметны амбициозные метания главной героини, которую играет Лидия Жук...

...Она бы тренировалась на конях -- на скаку останавливать -- да не покупают ей коня (видимо, жалеют бедное животное). Остается лишь на полном ходу останавливать человеческие жизни...