1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №232 (984) за 16.10.2001

КОГДА СБИВАЮТСЯ АКТЕРЫ -- ПОЮТ... СУФЛЕРЫ

Когда последний раз вы были в опере? Давно? Ну и правильно, нечего ушам часто страдать от тенорских децибелов. Те же суфлеры, которым по штату положено слушать, терпеть не могут громких звуков. Что -- не знаете, кто такой суфлер? Неудивительно, из зрительного зала его не видно. Он сидит себе в будочке, маленький такой, но жизненно необходимый, как шпаргалка. И когда вы дарите актерам цветы, не подозреваете, что их потом обязательно передарят "сидящему под сценой".

Никогда бы не подумала, что суфлеры в Киеве большая редкость. Представители одной из древнейших, хм, профессий (предупреждаю -- никаких аналогий!), были обнаружены мной лишь в театре им. Леси Украинки и Национальной опере (по два в каждом). Но для общения я выбрала именно оперного суфлера: в голове не укладывалось, как можно подсказывать, когда гремит оркестр, а поющий актер слышит, казалось, разве что собственный голос.

-- Иногда кричать приходится, да так, что в зале слышно, -- делилась со мной Александра Шадрина, суфлер с 10-летним стажем, пока мы пробирались под сценой к ее рабочему месту. -- Хотя, по большей части, актеры читают по губам.

Идти пришлось по узким, закрученным, как лабиринт, коридорам. Вот и дверца. А за ней -- крохотная комнатушка. Первыми на глаза попались ступеньки, ведущие на площадку со стулом. Поднялась и, еле развернувшись, сажусь. Как раз на уровне головы -- сцена. Сверху -- ракушкообразная будка из пластмассы.

Устроилась Саша в театр сразу после консерватории, где получила диплом хорового дирижера. Попала, как говориться, с корабля на бал. Никакого специального обучения, сразу после первой репетиции на спектакль -- "Мазепа" Чайковского.

Сейчас на счету Александры Шадриной -- более двадцати спектаклей на украинском, русском, итальянском, немецком, французском... Правда, последние три языка, она знает лишь в пределах клавиров (сценариев), но так, что подними среди ночи -- расскажет. Однажды пришлось подсказывать по памяти партию Пинкертона из "Мадам Баттерфляй". Актер был приезжий, на репетиции не присутствовал и даже не помнил, когда последний раз повторял роль.

-- Когда подошла его очередь вступать, я глядь в клавир -- страницы вырваны. У меня внутри похолодело. Но показывать свой страх не могла -- актеру паника сразу передается. Слава Богу, все обошлось.

Впрочем, такое случается редко. Чаще актеры путают куплеты, забывают слова, а то и полслова, если оно иностранное.

-- Актеры не всегда правильно пропевают, иностранные слова. И подсказывать приходится именно так -- картавя, чтобы понял, -- продолжила Саша. -- Всегда ли ждут подсказки? Некоторым актерам это не нравится. Но иногда их самоуверенность "спотыкается" -- не там вступил, не с того начала. Я ему говорю, мол, неправильно, а он смотрит в глаза и нагло продолжает, пока, в конце-концов, не сбивается.

Однажды Александре пришлось самой запеть. Оркестр молчал, а актер забыл, что ему нужно вступать без музыки. Пауза затянулась.

-- Хорошо, что он с партнершей в это время развернулись спинами к зрителям. Тогда я набрала в легкие побольше воздуха и запела (в консерватории брала уроки вокала. -- Авт.). Представляете: мужскую партию озвучивает женский голос? Актер опомнился мгновенно -- подхватил, а зрители, надеюсь, так ничего и не поняли.

Сидя в зале, вообще, многого не замечаешь. Когда, например, актер изображает сцену страдания, упав на колени и обхватив голову руками, догадаешься разве, что в это время он переговаривается с суфлером?

-- Как-то один актер перед спектаклем ударился ногой, -- вспоминает Саша. -- Смотрю: у него колено опухает. Последний акт он пропел, сидя возле меня. Пока партнерша ему отвечала, жаловался на боль и незаметно дергал ее за рукав, чтобы присела. Другой актер так увлекся пением, что его нога наполовину оказалась в моей будке. Еще чуть-чуть, и он бы грохнулся, а я без лица осталась. Пришлось подставить ему под ногу клавир. А вы бы слышали, что говорят актеры, когда их герои умирают! Падают так эффектно и с облегчением: "О, Боже! Наконец-то". Над ним, скажем, "жена" рыдает, а он шутит: "Что ж ты, родная, так убиваешься!" (Смеется.)

Под конец нашей встречи Александра неожиданно призналась, что по характеру она человек замкнутый. И вообще, не любит говорить о работе.

-- Люди приходят в театр, чтобы получить эмоцию. Но им она достается уже "отфильтрованная", прошедшая через оркестр. Я же получаю "первак", то есть самый сильный заряд. Иной раз так устаешь, что любой звук вне стен театра раздражает. По этой причине я не смотрю телевизор, не слушаю музыку... Что вы на меня так смотрите? Я как-то с подругой поехала отдыхать в Феодосию. По вечерам там во всех кафешках музыка играет. Не поверите, но я ни одной эстрадной песни не знаю! В моей жизни столько музыки, что -- не хочу...