1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №232 (984) за 16.10.2001

ПАССАЖИРСКИЙ ЛАЙНЕР БЫЛ ОБРЕЧЕН

После того, как Украина фактически признала, что лайнер был сбит ее ракетой, выпущенной в ходе учений сил ПВО в Крыму, осталось выяснить, что же в действительности произошло. "Почему так случилось, почему не сработал подрыв ракеты, которая отклонилась от цели?" -- так, по информации агентства "Интерфакс-Украина", сформулировал вопрос Президент Украины Леонид Кучма, беседовавший с журналистами в ходе воскресной поездки в Калуш Ивано-Франковской области. Ответ сейчас ищет межправительственная комиссия, в которую вошли специалисты КБ "Южное" и их харьковские коллеги.

Мы попытались узнать, каким может быть этот ответ. Однако в Днепропетровске нам ответили, что в системах С-200 "не понимают". У них, мол, и принцип наведения иной, и много других отличий от "продуктов" здешнего производства. Пришлось обратиться к разработчикам ракет 5В28, входящих в комплекс С-200, -- в Московское конструкторское бюро "Факел".

Для ответственного лица из МКБ "Факел", пожелавшего остаться неназванным, причина происшедшего, похоже, уже не вопрос. По его словам, трагедия произошла из-за ошибки в определении цели. Российский самолет попал в "поле зрения" радиолокатора, входящего в зенитно-ракетный комплекс С-200, одновременно с учебной целью. Работа локатора подсветки цели основана на принципе отражающего сигнала: он посылает "запрос" и, получив ответ, направляет ракету на цель. У Ту-154 как у более мощного объекта отражающий сигнал был сильнее, поэтому ракета, "не задумываясь", выбрала в качестве цели его.

Наш московский собеседник фактически ответил на вопрос Президента, "почему не сработал подрыв ракеты, которая отклонилась от цели". Самоликвидация должна была последовать через 7--10 секунд после того, как ракета промахнулась. Но в том-то и дело, что, по этой версии, от цели ракета не отклонялась, а шла как раз прямо на нее. Технические характеристики вполне позволяли ей "достать" Ту.