1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №233 (985) за 17.10.2001

"95% ЖЕНЩИН, КОТОРЫХ Я ВСТРЕЧАЛ, -- КРОКОДИЛЫ!"

Сергея Соловьева, замечательного режиссера картин "Станционный смотритель", "Сто дней после детства", "Чужая, белая и рябой", "Наследница по прямой" страна по-настоящему узнала только после фильма "Асса".

Тогда, в 1986, Соловьев устроил первую в Москве презентацию, чтобы представить картину как явление культуры. Сам Ельцин, который тогда был первым секретарем Московского комитета партии, абсолютно безжалостно выбросил творческую группу из кинотеатра "Ударник" на мостовую. -- со всеми колонками, картинками, выставками и Жанной Агузаровой с Гребенщиковым впридачу.

"СЕРЕЖА, НЕ СВЯЗЫВАЙСЯ С НИМ..."



СПРАВКА "СЕГОДНЯ"

Сергей Соловьев родился в семье, не имеющей к искусству никакого отношения: мать -- экономист, отец -- военный, впоследствие директор ленинградского ресторана "Чайка". Правда. этим летом в Ялте Сергей Александрович заявил, что папа его был "чекистом" и "крупным чином в КГБ". Что вполне вероятно -- в то время люди, занимавшие подобные должности, так или иначе были связаны с вышеупомянутой организацией.

-- Чем же не угодил продвинутый Соловьев продвинутому члену КПСС Ельцину?

-- Борису Николаевичу доложили, что какая-то шпана планирует в "Ударнике" скандал...

-- Ни за что не поверю, что вы так легко смирились

-- Я и не смирился -- дал телеграмму Горбачеву, в которой пожаловался на Ельцина. И Горбачев разыскал меня через своих секретарей и сказал: "Сережа, не связывайся с ним. Найди себе другое место, а я поддержу". И тогда мы нашли клуб электолампового завода, где потом в течение месяца шла премьера "Ассы" -- круглосуточно, но все равно стояли очереди. Люди жгли костры и грелись по ночам, чтобы к открытию кассы в 7 утра встать в очередь.

-- А я премьеру смотрела в 86-м в Ялте, где картина и снималась... Очень символично это было и странное чувство от близости к морю -- наверняка не такое, как в Москве...

-- (Задумчиво.) Наверняка... Сохранился фильм про эту презентацию. Огромные очереди, люди жгут костры, чтоб согреться, и пьют кофе... Там еще Евтушенко и Ахмадуллина стоят в очереди за билетами.



ИЗ ДОСЬЕ "СЕГОДНЯ"

Однажды, лет 5 назад, Соловьев назначил молоденькой девушке свидание у Киевского вокзала. Приехал на пижонском синем Мерседесе и стал прогуливаться в ожидании юной прелестницы. Внезапно к нему подошла довольно пожилая, опирающаяся на клюку дама, и стала восторженно делать комплименты: "Это ведь вы сняли "Сто дней после детства"? Примите мою вам личную благодарность: практически все наше поколение воспитывалось на ваших фильмах". 58-летнего режиссера настолько потрясла сцена, что он немедленно сел в машину и уехал: "Какая уж после этого девушка! Чтобы ждать ее после сказанного, нужно быть просто полной свиньей!"

"МЫ ПРОСТО "ЛЕГЛИ" ПОД АМЕРИКАНСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ, КАК КУЛЬ С ГОВНОМ"

-- Знаю, что засилье третьеразрядных американских картин на нашем экране -- источник вашего большого возмущения. Может, дело не в политике, а в обычной рыночной борьбе: пока народ смотрит -- до тех пор показывают?

-- Вранье это все, ерунда! Потому что там никакой борьбы нет, есть деньги, а против лома, как известно, нет приема. Сейчас производство средней картины стоит миллион, а вернуть при нашем прокате можно только 400 тысяч -- в лучшем случае. Надо написать правильный закон. Латиноамериканское кино создало правильное законодательство. Там билет во все кинотеатры стоит $5. Если это латиноамериканский фильм, то $4 берет себе прокатчик и $1 -- направляется на развитие кино, а если американский -- наоборот. Все просто -- почти для обезьян. В Германии такие изящные налоговые перепады, что американцам остается только 2% дохода. Мы же легли под американский кинематограф, как куль с говном.



ИЗ ДОСЬЕ "СЕГОДНЯ"

Сергей Александрович утверждает, что снимал "заказняк" один раз в жизни -- "Мелодию белой ночи". Это была снятая совместно с японцами слюнявая мелодрама о любви японской девушки-музыканта к русскому парню в исполнении Виталия Соломина. Много лет автор этих строк даже не подозревала, что подобную туфту мог снять такой режиссер, как Соловьев. Зато в обмен на "госзаказ" киношный начальник того времени Гармаш разрешил ему снять знаменитого "Спасателя".

-- У вас был опыт хождения во власть -- восемь лет вы возглавляли Союз кинематографистов. С какими потерями вышли из этой ситуации?

-- Ну, конечно, это было гиблое дело -- абсолютно дурацкое и бессмысленное, ибо изначально было обречено на провал. Самая большая общественная организация, которой стоит сейчас заниматься -- это семья. Все остальное бессмысленно.

-- Вы только недавно это поняли?

-- Если честно, то да.

-- Ваша семья -- это люди, которые проживают с вами в данный момент на одной территории?

-- Для меня семья -- это расширительное понятие -- два десятка людей, судьба которых мне небезразлична.

-- Бывшие жены -- тоже ваша нынешняя семья? Например, Татьяна Друбич, которая приезжала вместе с вами и вашей дочерью Аней на последний телекинофорум в Ялте?

-- Конечно. Хотя, нынче многое изменилось в понятии "семья", слетело с катушек... Мне кажется, чем меньшее количество сковородок связывает людей, испытывающих друг к другу серьезное чувство, тем более на долгий срок есть шанс эти чувства сохранить.

Наш брак с Таней Друбич начинался очень странно: после рождения Ани мы еще два или три года жили на даче под Москвой -- не было квартиры. Когда она появилась, то счастья разделенного очага не принесла. Хотя у нас с Таней до сих пор замечательные отношения.

(В эту же минуту словно в подтверждение сказанного, к нашему столику в ресторане подходит Татьяна Друбич -- с замечательным букетом из красных роз. Сергей Александрович тут же встает для объятий и поцелуев, заботливо расспрашивая, куда направляется бывшая супруга. Моему удивлению нет предела -- Танечка совсем не изменилась со времен "Ассы" и выглядит максимум лет на 30.)
-- Ваше отношение к женщинам с возрастом изменилось?

-- Нисколько. Какое было с 12 лет -- такое и сейчас: мне кажется, что женщина -- существо высшего порядка, которых мы просто не понимаем. Хотя 95% женщин, которых я встречал в реальной жизни, просто крокодилы. Но это их крокодильство нисколько не повлияло на мое отношение к ним.



ИЗ ДОСЬЕ "СЕГОДНЯ"

Соловьев и Друбич познакомились во время съемок картины "Сто дней после детства", в которой она сыграла главную роль. Ему было 28, ей -- 13. Между прочим, роман начался практически сразу. По слухам, родители девочки были в ужасе, а бывшая жена даже жаловалась в горком партии. Увы, ничего не помогло. И, как только девушка стала совершеннолетней, маститый к тому времени Соловьев женился на ней.

Несмотря на то, что Сергей Соловьев декларирует сохранение любви между ним и Татьяной Друбич, сама она после развода в одном из интервью не удержалась от реплики: "Слава Богу, все закончилось; я освободилась". Бывший муж комментирует это с долей снисходительности: "Я очень уважаю Танино ощущение призрачной свободы. Но ведь могут же быть у человека личные "чертяки", фобии и антифобии? Тане нравится этот призрак -- нужно уважать в ней этого "черта". Она же уважает всех чертей, которые есть во мне.

-- Идея снять "Нежный возраст" возникла у вас совместно с сыном Митей, и сценарий написан с ним же...

-- Как-то мы с ним сидели два дня на даче, не было бензина, чтобы уехать... И он, отвечая на мои вопросы, начал потихоньку рассказывать, как он жил последние годы. То, что я услышал, было потрясением: оказывается, я понятия не имел, как росло это поколение... Так мы начали писать сценарий "Нежного возраста"...
-- Хорошо, что вы нашли способ разговорить скрытного Митю, который уже много лет с вами не живет...

-- Я же -- сын чекиста.

-- Изменились после съемок ваши отношения с сыном?

-- Да не особенно. Он же с 7 лет болтается со мной по съемочным площадкам. И за пивом бегал, и хлопушкой хлопал, и рекламу писал. У него не было шанса не заняться кино.



ИЗ ДОСЬЕ "СЕГОДНЯ"

Митя -- сын от брака Сергея Соловьева и актрисы Марианны Кушнировой, которая сыграла главную роль в его фильме "Станционный смотритель". Дмитрий утверждает, что у его родителей по сей день остались замечательные отношения: "Я очень благодарен и отцу, и маме, что они на меня никогда не давили, разрешали самому наступать на всяческие грабли".

У мальчика были возможности уехать учиться в Америку или Европу, но он предпочел остаться в Москве. Любит пиво, имеет собственное дело, "связанное с дизайном".

"Я БЕЗОБРАЗНО, СВИНСКИ НЕБОГАТ!"

-- Знаю, что вы любите путешествовать. В каких местах чувствуете себя комфортно?

-- Очень люблю Питер, но жить бы там не смог. Но от Нью-Йорка возникает ощущение дома.

-- А что за история с квартирой Ричарда Гира, которую он вам якобы подарил?

-- Я его просил ее продать. Но он не согласился, дал ключ -- живи, сколько хочешь.



ИЗ ДОСЬЕ "СЕГОДНЯ"

Сергей Соловьев очень гордится тем обстоятельством, что ключи от нью-йоркской квартиры Гира есть только у него и у далай-ламы: "На этой постели спим только он и мы".

-- Ну, а вы-то сами -- человек богатый?

-- Я безобразно небогат. И это свинство и маразм, что я в 58 лет ни к одной следующей картине не пришел без долгов. И это при том, что я один из самых удачливых режиссеров в этой стране. Вот случись завтра что со мной, заболею, не приведи Господь, надо будет искать, кто даст в долг.

-- 58 лет -- это грустно?

-- Наоборот! Я обожаю только очень молодой и старый возраст. И молодым, и старикам не надо пытаться вписываться в социальные рамки. Можно на все это наплевать. И мой затянувшийся инфантилизм меня нисколько не смущает.

-- С годами вы стали достаточно терпимым человеком. Что вас сегодня огорчает больше всего?

-- Одно из самых гнусных впечатлений, которые подарила мне жизнь -- это кладбище нереализованных идей. И моих, и чужих. Если всерьез подойти к тому, что я сделал и что я МОГ сделать, то могу сказать вам точно: жизнь выкинута на помойку -- ничего не сделано. Но по сравнению с другими можно считать, что все получилось.

-- По поводу "не получилось" -- никаких депрессий и комплексов?

-- Я не депрессивный человек, -- в борьбе с депрессивными обстоятельствами могу перегрызть глотку кому угодно.

-- То есть агрессивности с годами в вас все-таки не поубавилось?

-- Поубавилось-поубавилось! Но я становлюсь агрессивным, когда меня достают. А вообще я сентиментален и считаю это одним из самых лучших качеств любого человека. Поскольку сентиментальность -- это зрелый отклик на тот подарок, который нам сделан в виде Жизни.