Выпуск газеты Сегодня №233 (985) за 17.10.2001
СОКУРОВ ПОСТАВИЛ МИРУ ДИАГНОЗ "СКОРБНОЕ БЕСЧУВСТВИЕ"
Александр, как никто в кино, знает технологии -- не зря другой великий режиссер, Мартин Скорсезе, назвал Сокурова "пионером технологий". Он долго готовится, но быстро снимает. Он любит актеров, причем "своих" -- питерских, малоизвестных, но преданных серьезной работе. Начинал режиссер на телевидении, где многому научился. Его больше привлекало радио и литература, совершенно не собирался быть кинорежиссером. Но он им стал. И, может, в этом феномен его кино.
Десять полнометражных фильмов Сокурова -- это десять картин об одинокой человеческой душе. Десять лет был запрещен "Одинокий голос человека", а "Скорбное бесчувствие" -- это диагноз художника окружающему разрушаемому миру (сегодняшние мировые события тому подтверждение). Кульминацией же стали два последних фильма, представляющих Россию в Каннах, и о которых много говорят -- "Молох" и "Телец". О Гитлере и Ленине -- двух "тельцах" в молохе-власти. Фильмы не о политиках -- о людях, и о том, что "смерть -- это смерть, ее нельзя победить". Такой кинематограф еще никто не создавал по всем параметрам этого искусства, начиная от специально созданной для фильмов, единственной в мире оптики (на "Тельце" Сокуров был и оператором) и, заканчивая, пяти-шестичасовым гримом.
У Сокурова "планов громадье": идут поиски материала для последующих двух картин об императоре Хирохито и Фаусте, а фильм "Отец и сын" уже на этапе кинопроб. Готовятся съемки художественно-документального об Эрмитаже, а документальный проект с рабочим названием "Ночной дозор" уже снимается на Валдае и в Финляндии. В сентябре на Венецианском кинофестивале состоялась премьера нового видеофильма Сокурова "Элегия дороги". Для кого эти фильмы -- он сам же и ответил: "И если еще остались люди, которые смогут смотреть человеческими глазами, а не овечьими, то эти фильмы будут смотреть".