1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №233 (985) за 17.10.2001

СОКУРОВ ПОСТАВИЛ МИРУ ДИАГНОЗ "СКОРБНОЕ БЕСЧУВСТВИЕ"

"Кинопалац" представил ретроспективу художественных фильмов российского режиссера с мировым именем АЛЕКСАНДРА СОКУРОВА, который в связи с этим впервые приехал в Украину. Его всегда называли "непрокатным", так же, как "провокатором" считали Андрея Тарковского. Кстати, именно Тарковский "благословил" студента ВГИКа Сокурова и помог устроиться на "Ленфильм", который им сегодня гордится -- ведь практически все международные кинофестивали просят, в первую очередь, фильмы Сокурова. А Европейская Киноакадемия включила имя режиссера в число ста лучших мастеров мирового кино. Только его впустили со всей кинотехникой и 140 актерами в Эрмитаж для невиданной доселе в мире съемки. Западные инвесторы, не раздумывая, дают деньги на картины Сокурова. График режиссера расписан на пять-шесть лет вперед. Он консервативен и сентиментален ("Ни на что не променяю ни "Времена года", ни "Евгения Онегина" Чайковского"), обожает Японию, характер и уклад жизни ее жителей, часто там снимает, работает во всех жанрах, кроме комедии, считая, что в России традиционно искусство никогда не развлекало, чем и отличается от западного.

Александр, как никто в кино, знает технологии -- не зря другой великий режиссер, Мартин Скорсезе, назвал Сокурова "пионером технологий". Он долго готовится, но быстро снимает. Он любит актеров, причем "своих" -- питерских, малоизвестных, но преданных серьезной работе. Начинал режиссер на телевидении, где многому научился. Его больше привлекало радио и литература, совершенно не собирался быть кинорежиссером. Но он им стал. И, может, в этом феномен его кино.

Десять полнометражных фильмов Сокурова -- это десять картин об одинокой человеческой душе. Десять лет был запрещен "Одинокий голос человека", а "Скорбное бесчувствие" -- это диагноз художника окружающему разрушаемому миру (сегодняшние мировые события тому подтверждение). Кульминацией же стали два последних фильма, представляющих Россию в Каннах, и о которых много говорят -- "Молох" и "Телец". О Гитлере и Ленине -- двух "тельцах" в молохе-власти. Фильмы не о политиках -- о людях, и о том, что "смерть -- это смерть, ее нельзя победить". Такой кинематограф еще никто не создавал по всем параметрам этого искусства, начиная от специально созданной для фильмов, единственной в мире оптики (на "Тельце" Сокуров был и оператором) и, заканчивая, пяти-шестичасовым гримом.

У Сокурова "планов громадье": идут поиски материала для последующих двух картин об императоре Хирохито и Фаусте, а фильм "Отец и сын" уже на этапе кинопроб. Готовятся съемки художественно-документального об Эрмитаже, а документальный проект с рабочим названием "Ночной дозор" уже снимается на Валдае и в Финляндии. В сентябре на Венецианском кинофестивале состоялась премьера нового видеофильма Сокурова "Элегия дороги". Для кого эти фильмы -- он сам же и ответил: "И если еще остались люди, которые смогут смотреть человеческими глазами, а не овечьими, то эти фильмы будут смотреть".