1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №235 (987) за 19.10.2001

КИЕВСКИЕ СВЕТОФОРЫ МОЛОТКОМ НЕ РАЗОБЬЕШЬ

Три года назад на киевских дорогах появились первые светодиодные светофоры, изготовленные на заводе "Арсенал" (их можно узнать по серому корпусу и яркому свету). В первую очередь они устанавливались на отреконструированных дорогах и площадях. Новинка настолько понравилась столичным властям, что они решили заменить ею все устаревшие модели. Сегодня в городе уже около тысячи новых светофоров, непромокаемых, непробиваемых, способных переносить мороз и жару -- от -40 до +60 градусов.

Попасть на завод оказалось не так-то просто -- режимное предприятие ревностно оберегает свои секреты. Еще со времен Екатерины, которая в 1764 году приказала создать арсенальные мастерские, будущий завод предполагал закрытость от посторонних глаз. Уладив некоторые формальности, меня провели в сборочный цех, где на столах были разложены заготовки светофоров -- корпуса, стекла, козырьки.

Тут же стояли несколько уже собранных экземпляров. Специально для меня рабочие их подключили, демонстрируя готовность. Лампочки загорелись сразу тремя цветами, как елочные гирлянды, только больших размеров. Особенно мне понравился огромный "трехглазый", высотой не меньше метра.

-- Что -- впечатляет? -- спросил Евгений Мещеряков, ведущий конструктор завода. И, постучав по стеклу, продолжил:

-- Колпак очень прочный, из специальных смол. У полиции на Западе маски из такого материала сделаны. Рогаткой его не возьмешь. Да и сам корпус сделан из алюминиевого сплава с лакокрасочным покрытием, которое невозможно разбить даже молотком.

Попросила расшифровать загадочное слово "светодиодный". Тогда мне показали "внутренности" светофора. На квадратной платине были прикреплены сотни малюсеньких "лампочек" -- светодиодов (всего 25 Вт), которые заменяют обычную лампу (более 100 Вт). Рассказали, что диоды не только потребляют в 5--7 раз меньше электроэнергии, они долговечней -- работают безотказно до 15 тысяч часов, тогда как лампы приходится менять два раза в месяц.

-- Но главная изюминка наших светофоров в том, что они не дают солнечных бликов, которые часто сбивают с толку водителей и пешеходов, -- сказал Евгений Михайлович. -- Хитрость заключается в конструкции стеклянного колпака. В старых моделях он полусферический, у "арсенальцев" -- почти плоский, со специальным оптическим рифлением внутри. Оно не позволяет свету рассеиваться, поэтому его видно четко и далеко.

По словам конструктора, они собирают 47 видов светофоров (пешеходные и дорожные с разным типом сигнальных изображений). В зависимости от размеров стоимость одного -- 2,3--4,5 тысячи гривен. Недешево, но окупается он за полтора-два года.

Всего в Киеве нужно заменить около 10 тысяч старых светофоров. Так что работы у завода на ближайшие несколько лет хоть отбавляй. А потом можно будет переключиться и на другие города Украины (городской голова распорядился основное внимание уделять столице). По некоторым подсчетам, в новых светофорах нуждается 28 тысяч городов. Уже сегодня новинкой заинтересовались в Луганске, Донецке, Львове, Днепропетровске. Недавно такие светофоры появились (надо полагать, в порядке исключения) в Одессе и Симферополе.

-- Оценили наше изобретение и немцы с французами, хотя пока рано говорить о конкретных договорах, -- поделился Анатолий Борисюк, заместитель генерального директора завода. -- Мы, вообще, по сравнению с другими государственными предприятиями, чувствуем себя более-менее уверенно. Без нашей аппаратуры на территории бывшего Союза до сих пор не производится ни один космический старт, а нашлемной системой наведения цели, которая используется на современных истребителях, мы даже Пентагон впечатлили. И "мирная" техника для нас не проблема, благо, наши специалисты не боятся экспериментировать. Светодиодные изделия, например, мы планируем внедрять в быт киевлян, но это пока "секрет фирмы". Узнаете через годик-другой.