1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №235 (987) за 19.10.2001

"Я БЫЛА ТО ШПИОНКОЙ, ТО РАЗВЕДЧИЦЕЙ И ВСЕГДА СОБЛАЗНЯЛА МУЖЧИН"

Если бы я была мужчиной, влюбилась бы в эту женщину! Ею восхищались, о ней сочиняли анекдоты, ей посвящали стихи, о ней сплетничали, а она ухитрялась быть всегда на плаву, не размениваясь на закулисные интриги и не занимаясь конъюнктурой. ЭДИТА ПЬЕХА может себе позволить заявить со сцены, что ей уже 64.

Мы говорили после концерта за кулисами донецкого Дворца молодежи "Юность". Певица ожидала врача. "Вот, смотрите: упала и поранила ногу, а теперь она меня беспокоит, приходится все время стоять на другой..."

"ПОСЛЕ АФГАНИСТАНА Я ПРИВЫКЛА КО ВСЕМУ"

-- Эдита Станиславовна, так странно вас видеть в такой вот комнатушке, отгороженной от коридора занавеской...

-- После Афганистана, после многих тысяч маршрутов, начиная с 1957 года, я привыкла ко всему. Начинала я, кстати, на Украине -- там было прекрасно, но бывали такие бездорожья и гостиницы! То есть я видела все, поэтому ко всему привыкла. Мне здесь хорошо -- по моей просьбе нашли помещение сразу около сцены. И я благодарна за это внимание.

-- Неужели вы были в Афганистане во время военных действий?

-- Я была первой из советских артистов, командированной на празднование первой годовщины апрельской революции. Пришлось выучить песни на языках пушту, дари. Я даже произнесла приветствие от нашего народа -- это имело огромный успех. А уже позднее в Афганистан ввели войска. Я выступала там еще в 1983-м, а потом в 1988 году -- когда их уже выводили. Это была проверка на терпение и мужество. Но я говорила, что судьба меня командировала туда, и чему быть -- того не миновать.

-- Но ведь страшно было, наверное!

-- Страшно! И обстрелы были и подстрелы, много чего было... Но остались яркие воспоминания. А, в основном, всегда были достойные и престижные гастроли по миру. Проехала всю Европу, была в Латинской Америке, пять раз пела на Кубе, трижды в Париже, даже в Монголии побывала! А в Германии -- 30 раз, это рекордное количество. Единственная страна, куда хотела бы поехать -- Япония. Когда у меня была круглая дата -- 30 лет на сцене и 50 лет по жизни, я отказалась от двухнедельной поездки по Японии. Жалею до сих пор.

-- Вы давно не были в Украине. Что изменилось в вашей жизни?

-- Все течет и кое-что изменяется, но я не жалуюсь на отсутствие внимания публики. Правда, сейчас артистов стало очень много, как на демонстрации, они все именуют себя так, желают выступать и себя показать. Кто умеет локтями расталкивать остальных, тот куда-то вырывается.

-- Не могу себе представить вас, работающую "локтями"!

-- Никогда! Я всегда жду в стороне, пока найдут те, кто любит меня. Если я куда-то пришла -- я понравилась. А если полюбили -- так уж надолго -- наверное, это дар Божий, а не мои заслуги. Я очень благодарна Яну Табачнику за то, что снова удалось выступить в Украине. Первый раз была на съемках его программы "Честь имею пригласить" в гостинице "Красная" в Одессе, надеюсь, буду участвовать и в следующей серии концертов "Мастера эстрады -- за женщин и за будущее" в ноябре. Да здравствует такая публика, как в Харькове и Луганске, Донецке и Днепропетровске! Знаете, когда-то говорили: "Такую публику надо возить с собой".

"ПОМНЮ ТОЛЬКО ХОРОШЕЕ"

-- У вас, наверное, есть какие-то специальные приемы, как у любого артиста, как очаровать публику?

-- Я просто получаю удовольствие от того, что нахожусь на сцене. Для этого придумываются платья, чтобы поразить публику -- ведь встречают по одежке. В сборных концертах всегда прошу ставить мой выход где-нибудь в середине или в финале первого отделения: публику можно как бы "взять" на ладони и прижать к сердцу. Не люблю уставшую публику, ведь люди и от хороших эмоций устают, а у меня нет, как говорят, "убойных" песен, которыми я могла бы их "воскресить".

-- Правда, что артисты -- очень суеверные люди?

-- Как сказать? Меня, например, по жизни сопровождают числа 1,3,7 в различных сочетаниях. Родилась я 31-го 7-го 37-го, дочка родилась 17-го, внук 13-го, мой первый муж Броневицкий 31-го года рождения и умер 13-го апреля. Третий муж родился 3-го сентября. Звание народной артистки СССР я получила на 31-году творческой деятельности 13 октября. Но эти числа не приносят мне беды.


ИЗ ДОСЬЕ "СЕГОДНЯ"

Студентка факультета психологии Ленинградского университета Эдита Пьеха жила в общежитии в комнате с семью девушками, которые считали ее "буржуем", и зло подшучивали над иностранкой. Одна соседка как-то надела ее белье, заявив: "Ты богатая, купишь себе новое!". Получив первую стипендию, Эдита купила банку сгущенки, две пачки печенья и сразу все съела, так как всегда была голодной до 17 лет. При росте 174 см она весила 59 кг.



-- Вы производите впечатление сильной и успешной женщины. Были ли у вас неудачи?

-- Были, естественно, просто я стараюсь их не вспоминать. Даже в одной из моих песен поется: "Помню только хорошее".

-- Трудно было начинать карьеру рядом с мэтрами?

-- Я всегда преклонялась перед ними. Моими идолами и кумирами были и остались навсегда Клавдия Шульженко, Любовь Орлова, Марк Бернес, которых я слушала за кулисами, замирая и подсматривая и запоминая, как они выходят, как кланяются, как принимают цветы.

-- Вы меня просто потрясли лихим свистом на сцене!

-- (Со смехом.) Ах, это!.. Это -- просто мое "недоигранное" военное детство. Шли годы, но все равно хотелось сохранить в себе ребенка. Я часто говорю в шутку: "вот тетя в шифонах, которая свистит". Но так я как бы возвращаюсь в детство. Это такое маленькое хулиганство -- люди реагируют на неожиданности, но я знаю меру.

"БЕЗРАДОСТНОЕ ДЕТСТВО БЫЛО ШКОЛОЙ ЖИЗНИ"

-- А каким вы вспоминаете свое детство?

-- Самым грустным этапом в моей жизни. Когда мне было два года, началась Вторая мировая война. В четыре года умер мой папа в возрасте 37 лет. Мне было семь лет, когда умер в свой день рождения мой 17-летний брат. А потом появился отчим. С ним было очень трудно. Через много лет, в 71-м, когда мама умирала, она сказала: "Прости меня за отчима! Он нас спас от голода". Детство было безрадостным, зато это была школа жизни. Теперь я умею ценить внимание, потому что было очень и очень грустно: вечный мамин траур, сложная жизнь...


ИЗ ДОСЬЕ "СЕГОДНЯ"

Старший брат певицы, Павел Пьеха, работал вместе с отцом в шахте с четырнадцати лет, умер от туберкулеза. Похоронив мужа, за ним сына, Фелиция Каролевская-Пьеха вышла замуж за нелюбимого человека. Эдита гордо заявила, что будет носить фамилию отца. Впоследствии она вспоминала, что отчим очень ревновал мать к дочери, а ее -- к своему сыну. "Я была пятым колесом в телеге и мечтала удрать из дому".


-- Наверное, поэтому вы и уехали из семьи так рано?

-- Да, из-за отчима. Я была так счастлива, когда победила в отборочном конкурсе -- из всей Польши отбирали самых лучших, интеллигентных и достойных. Так я оказалась в Советском Союзе. Это стало моим спасением, потому что в Польше я никогда не стала бы артисткой -- ведь я была учительницей. Меня никто в шахтерской глубинке не "выкопал" бы! А в Ленинграде сразу заметили.

-- Вы -- настоящая ленинградка, хотя в вас как бы соединились несколько культур.

-- Конечно! Я считаю этот город своей родиной, хотя родилась во Франции, а по происхождению чистокровная полька. В Ленинграде я "родилась" как артистка, там родились моя дочка и внуки. Теперь Илона, правда, уже сбежала в Москву...


ИЗ ДОСЬЕ "СЕГОДНЯ"

В 1955 году студент Ленинградской консерватории Александр Броневицкий создал ансамбль "Дружба", солисткой которого стала Эдита Пьеха. В 1958 году Пьеха и Броневицкий поженились, в 1961 году у супругов родилась дочь Илона.


-- Сегодня Петербург оказался в некотором смысле в стороне от "торной дороги" шоу-бизнеса -- все стараются раскручиваться в Москве. Вы не чувствуете себя как бы "на обочине"?

-- Нет, потому что наш город всегда был и остается центром культуры, а Москва -- деловой центр. У нас хватает культуры не обижаться. Москвичи отличаются от нас. Они всегда стараются быть первыми во всем и всячески это демонстрируют. А мы как бы наблюдаем со стороны. Но все равно, если искусство настоящее -- нас обязательно заметят.

"Я СОЗДАЛА ИМЕННО ТАКУЮ ПЬЕХУ, А НЕ ДРУГУЮ"

-- Эдита Станиславовна, вы не жалеете, что не состоялись, как драматическая актриса или актриса кино?

-- Нет, я жалею только о том, что мне предлагали такие однообразные роли -- это были разведчицы и шпионки. В первом фильме "Неисправимый лгун" с Георгием Вициным, Макаровой и Этушем я сыграла себя, певицу Эдиту Пьеху. Компания была приятная. Во втором фильме "Ошибка резидента" была разведчицей, полунемкой -- полуфранцуженкой. В "Бриллиантах диктатуры пролетариата" опять же полурусская -- полуфранцуженка и опять разведчица. И все время соблазняю мужчин. Правда, я там песню спела красивую. Потом предлагали не раз сыграть что-то такое. А хотелось настоящей драматической роли, к примеру, образ Симоны Синьоре мне очень близок. Но -- увы, я отказалась от многих предложений. Решила: хватит. А вообще-то, наверное, из меня могло бы что-нибудь получиться... Ну ничего: невозможно объять необъятное.


ИЗ ДОСЬЕ "СЕГОДНЯ"

Александр Броневицкий был патологически ревнив. Однажды он прочел в дневнике жены записи о композиторе Станиславе Пожлакове, в которого она была влюблена, и обвинил в измене. А случай, когда Броневицкий лез в гостиничный номер к супруге через балкон, чтобы "застать" ее с Муслимом Магомаевым, стал анекдотом. "Броневицкий меня "родил" как певицу, -- вспоминала Эдита Пьеха. -- Он мог назвать меня некрасивой, сутулой, заявить, что я фальшиво пою. Я "слизывала" грим у звезд, присматривалась к походке балерин, тайком занималась вокалом. Его поклонницы меня крыли семиэтажным матом по телефону, писали гадости. А однажды довелось увидеть, как любимый мне изменяет. Я устала слушать бесконечные "надо" и ушла от него"...

Вскоре Эдита Пьеха вышла замуж за полковника КГБ Геннадия Шестакова, который был моложе на семь лет. "Для меня это было большое чувство. Но через шесть лет ему надоело быть бесплатным приложением к знаменитой певице. При расставании мы причинили друг другу много боли и обид"... Новым спутником певицы стал музыкант из ее ансамбля Александр Соловьев (он был моложе уже на 20 лет), с которым они прожили не расписываясь три года. В 1993 году ей представили сотрудника администрации президента Владимира Полякова. В 1995-м они зарегистрировали брак, но живут -- он в Москве, а она в Петербурге. В репертуаре Эдиты Пьехи несколько песен, написанных супругом.


-- Что нового у вашей Илоны?

-- Все прекрасно! Но она пока не может себе позволить показываться на голубом экране: это -- шоу бизнес. Она очень много работает, у нее синтетический жанр -- она поет, может вести концерты, она подвижная, пластичная и в голове все в порядке: эрудированная и остроумная. Я ею горжусь! Дай ей Бог здоровья и разбогатеть немножко. Сейчас они с мужем все деньги, которые зарабатывают, вкладывают в строительство дома -- в Москве были сложности с жильем. Даст Бог, может, она еще и состоится на телевидении.

-- Знаете ли вы, что в народе всегда ходили слухи о том, что вы одеваетесь у лучших модельеров мира?

-- Не знаю, но это не так. Во-первых, у меня хороший вкус. Я знаю, что мне можно надеть, а что нельзя. Когда итальянский журнал "Темпо" заказал обо мне большой материал, корреспондент ТАСС Валерий Гендер-Роде (царство ему небесное!) привел меня в дом моделей на Грузинском, и начинающий Вячеслав Зайцев стал примерять на меня свои модели. Он хотел представить, как должна быть одета русская эстрадная певица. А потом мы подружились, и он помог мне сформировать свой стиль. Но потом Слава стал очень великим, и мы расстались. Я первая из артистов советской эстрады стала сотрудничать с профессиональными модельерами. Никаких мировых имен не было, но чуткое внимание дизайнеров плюс мой вкус, отвергающий то, что мне не к лицу, дали результат. Поэтому я создала именно такую Пьеху, а не другую.


ИЗ "КРИМИНАЛЬНОГО" ДОСЬЕ ЭДИТЫ ПЬЕХИ

Впервые квартиру певицы "обчистил" человек с фамилией Рудомазин на 5 тысяч (по тем временам сумма огромная). Потом из тюрьмы он прислал ей перевод на 4 рубля. В конце 60-х в Венгрии украли любимое концертное платье, на пляже в Коста-Рике -- золотые часы "Чайка", в Перу -- $100, дважды в магазинах вытаскивали из сумочки кошельки, на Кубе пропало самое красивое концертное платье, на Камчатке -- более 3000 рублей, а в 96-м из петербургской квартиры исчезло $12 тысяч.