1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №237 (989) за 22.10.2001

ЕЖЕДНЕВНО 600 КИЕВЛЯН НЕ ВЫХОДЯТ ИЗ-ЗА ТРАВМ НА РАБОТУ

Разбитые головы, оторванные конечности, колото-режущие раны -- весь этот ужас, который откровенно показывают по телевизору, как ни странно, давно стал чем-то повседневным. Наверное, потому, что это происходит с другими, а не с нами. А между тем, в цивилизованных странах травма стала основной причиной смерти людей, причем молодых -- до 40 лет. В Киеве каждый день 600 человек не выходят на работу именно из-за травм.

Когда Леониду Брежневу сказали, что травматизм в СССР превышает показатели других стран мира, проблема была решена очень просто: статистика перестала учитывать людей, которые лечили свои раны в больницах, а травмой считалось лишь то, чем занимались травмпункты и поликлиники. Сегодня, вроде бы, принято подавать все без приукрашений -- уровень травматизма в Украине превышает европейский вдвое. Так, за девять месяцев 2001 года только в столице было травмировано 150 567 человек, 2 201 случай -- с летальным исходом. Вообще-то, травма в Киеве -- третья причина смерти его жителей.

На первом месте -- так называемый бытовой травматизм -- 45 758 случаев за указанный период. Затем следует криминальный (8736) и дорожно-транспортный (3721). Чаще всего трагедии происходят из-за нашей беспечности, мол, все умею, все знаю, со мной ничего не случится. Используем приборы, химию, напитки, купленные с рук без всяких сертификатов качества. Ходим под крышами с обледеневшими краями. Перебегаем проезжую часть в неположенном месте. Список можно продолжить. Хуже всего то, что на взрослых смотрят дети. Конечно, детский травматизм значительно меньше взрослого -- 26 396 случаев. Но даже один несчастный случай с ребенком -- гораздо большая трагедия (всего в столице за девять месяцев погиб 31 ребенок).

На производстве пострадали 7215 человек. Основные причины: невыполнение правил техники безопасности, использование механизмов, которые не отвечают нормам безопасности, употребление алкоголя. Одному пришлось ампутировать фаланги запястья из-за попадания кисти под пресс, на ногу другого упала железная 70-килограммовая болванка -- перелом, третьего придавил рихтовочный стол -- смерть.

По словам Романа Макомели, начальника Главного управления охраны здоровья, многих смертей можно было бы избежать, если бы пострадавшему вовремя была оказана медицинская помощь. Но часто "поперек дороги" становятся пробки и равнодушие водителей, на которых почему-то не действует сигнальный маячок. Был случай, когда "скорая", перевозившая ребенка с обширными ожогами, столкнулась на перекрестке с иномаркой, которая не пожелала уступить дорогу. Последовали судебные разборки. В результате медучреждению пришлось заплатить за ремонт иномарки, а водитель "скорой" из-за психологической травмы покончил жизнь самоубийством...

Конечно, пробки неизбежны в большом городе. Поэтому медики предложили на основных магистралях с трехполосным движением выделить какую-то одну полосу для спецтранспрта (не только "скорой", но и аварийкам). Другие водители могли бы по ней тоже ездить, но приоритет в экстренных случаях оставался бы за "спасателями". Кстати, о спасателях. Роман Николаевич заметил: "Чтобы свести к минимуму последствия травм, необходимо усовершенствовать систему оказания помощи травмированным, привлекая к этому все заинтересованные ведомства". Проще говоря, нужно организовать службу спасения по принципу американской 911, которые первыми сталкиваются с пострадавшими.

Все это, по мнению медиков, значительно сократит показатель суточной летальности (31,1% от числа травмированных) путем сокращения потери времени в первый "золотой час" шока.