1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №237 (989) за 22.10.2001

ГРАЖДАНСКИЕ САМОЛЕТЫ -- ЛЮБИМАЯ ДОБЫЧА ВОЕННЫХ

За последние полвека военные разных стран более 20 раз успешно, если можно так выразиться, атаковали гражданские самолеты. Вспомним лишь самые громкие случаи подобного истребления людей в пиджаках людьми в погонах.

ДЕСЯТЬ МИНУТ МЕЖДУ ЖИЗНЬЮ И СМЕРТЬЮ

Первая стычка советских летчиков с южнокорейскими лайнерами произошла в 1978-м, когда в районе Кольского полуострова вдруг объявился Боинг-707 рейса "Париж--Анкоридж--Сеул". Две ракеты, выпущенные боевым Су-15, разрушили крыло Боинга, но он умудрился приземлиться на лед озера Корпиярви: погибли только двое.

Зато поистине мировой скандал разразился вокруг печально известного южнокорейского "Боинга 747". Трагедия произошла на рассвете 1 сентября 1983 г. Четырнадцать минут в море вблизи Сахалина с высоты 11 км падали остатки самолета и те, кто в нем находился... Вот хронология действий советских военных с момента обнаружения цели.

6.12 Генерал Корнуков -- диспетчеру ПВО: "Определить тип самолета. Держать готовый к стрельбе истребитель". Но генерал Иван Каменский, командующий погранвойсками Дальневосточного ВО, приказывает ждать: "Сперва выясните, что за объект. Может, это гражданский самолет или еще Бог знает что".
6.15 Второй пилот Боинга испросил у токийских диспетчеров разрешение подняться на высоту 10670 м. Коротковолновый приемник работает плохо, временами переходя на гул.
6.16 Лайнер пересекает незримую границу СССР. На советском командном пункте нервозность: нарушитель ведет себя странно, с поднятого в воздух истребителя докладывают, что у самолета горят все навигационные огни! "Может, пассажирский", -- сомневается один из офицеров.
6.17 Приказ: "Уничтожить цель!"
6.18 Летчик, майор Осипович, вновь докладывает, что на правом крыле нарушителя виден зеленый огонек, слева -- красный, а на корме -- белый.
6.19 Корнукова терзают сомнения: вражеский самолет по прямой движется вглубь страны, будто специально облегчая преследование, да еще весь в огнях, как новогодняя елка. Генерал идет на компромисс: пусть истребитель покажет ему путь к аэродрому.

Су-15 подходит ближе и выпускает около 200 предупредительных снарядов. Согласно инструкции войск ПВО, каждый четвертый-пятый снаряд должен оставлять за собой светящийся след, как сигнальная ракета. Но истребитель укомплектован только боевыми снарядами: если не считать легкой вспышки на выходе из орудия, они остаются невидимыми. И все же, кажется, неопознанный борт их заметил и начал уклоняться, уходить вверх.

"ОГОНЬ"

На самом деле, получив разрешение японских диспетчеров, пилоты приступили к маневру, занимая более высокий воздушный коридор. Сигналов истребителя они не заметили. В это время в хвост нарушителю пристроился еще и Миг-23, готовый в случае чего продублировать атаку. "Расстояние два километра. У него мигают огни", -- сообщает земле Осипович.

6.22 "Огонь по цели 6065!" -- опять командуют с земли. Осипович спокоен: жертва на мушке. И он жмет гашетку.

Удивительно, но первая ракета не сработала. Вторая, увы, была исправна... Через пробоину в фюзеляже из-за перепада давления воздух начал вырываться с такой силой, что все, что не было намертво привинчено к полу, мгновенно высасывалось за борт. В темноту полетели подносы с завтраками, ботинки, одеяла, ручная кладь, сорванная с людей одежда. Температура за пару секунд упала до минус 45.

6.26 Экипаж натягивает кислородные маски. Лайнер какое-то время идет на автопилоте и даже набирает высоту, все 4 двигателя работают, но вскоре срывается вниз. В динамиках салона звучит автоматическое предупреждение на английском, японском и корейском языках: "Потушите сигарету. Самолет совершает вынужденную посадку". Летчики все еще не понимают, что произошло, пытаются связаться с токийскими диспетчерами: "У нас резкое падение давления, спускаемся на высоту тысяча метров". Это сообщение было последним. Описывая спираль, машина вошла в штопор и вонзилась в поверхность моря.

Через 17 минут Осипович посадил свой Су с почти пустыми баками. Корнуков: "Скажите, по форме самолета могли бы вы более-менее точно определить его тип?" "Я видел большой самолет", -- ответил майор.

Как рассказал "Сегодня" начальник штаба войск ПВО Украины генерал-лейтенант Валерий Каминский (в те годы он был начальником штаба дивизии ПВО на Дальнем Востоке), "Боинг внешне очень напоминает стратегический разведчик США РС-135. Потому-то и летчики докладывали, что видят РС-135. Ни у кого и в мыслях не было, что это -- пассажирский лайнер. Я ответственно заявляю: если бы кто-то засомневался, что борт -- цивильный, команды на уничтожение не было бы".

Кстати. Генерал Корнулов, ныне командующий ВВС МО России, принимал участие в крымских учениях 4 октября, закончившихся трагедией Ту-154. Генерал Каминский возглавлял группу наших экспертов при расследовании причин этой катастрофы. Такие вот совпадения...

ТАСС УПОЛНОМОЧЕН СОЧИНИТЬ

ТАСС долго молчал. Да и американцы не хотели раскрывать свои возможности тотального прослушивания противника, хотя уже через несколько часов -- после изучения записей разговоров советских военных -- знали, что самолет сбили Советы. Лишь спустя 13 часов, после пресс-конференции госсекретаря США Джорджа Шульца, мир узнал, что сбит мирный самолет и все 269 человек погибли.

Перед кремлевскими политиками встал вопрос, что делать. Режим, который "всегда прав", не мог признать, что его соколы спутали пассажирский лайнер с вражеским разведчиком. С другой стороны, невозможно и делать вид, будто ситуация не выходила из-под контроля. Это означало бы, что самолет уничтожен намеренно. Решили схитрить. ТАСС сообщил только о падении лайнера, замолчав детали. Лишь когда по всему миру прокатилась волна протеста, в завуалированной форме было заявлено, что самолет "перехвачен" при пересечении границы. О ракетной атаке -- по-прежнему ни слова.

Потом появилась версия о взрыве лайнера... агентами ЦРУ. По другой, наиболее живучей, экипаж выполнял шпионское задание Америки и сознательно использовал ничего не подозревающих пассажиров как прикрытие. Высокие чины откровенно лгали, что самолет летел без сигнальных огней, а советские истребители пытались с ним связаться, хотя на самом деле пилот разговаривал только с землей.

АМЕРИКАНЦЫ ПРОВЕРЯЛИ БОЕГОТОВНОСТЬ СОВЕТОВ?

Миру угрожало обострение холодной войны. Но Рейган не пошел на поводу у радикально настроенных конгрессменов и отверг запрет на поставки пшеницы в СССР, что привело бы к обострению дипломатических отношений. Советскому послу Олегу Соколову зачитали ноту, в которой американская сторона требовала возмещения ущерба семьям погибших американских граждан. Посол принять ее отказался. Позже авиакомпания "Кориэн Эйрлайнз" выплатила многим семьям самую высокую компенсацию, предусмотренную международным соглашением -- по $75 тысяч. А семьям двоих погибших из Японии удалось отсудить сумму, эквивалентную $1,5 млн.

Когда же американцы решились наконец придать гласности материалы радиоперехвата, краснозвездные чины предстали в глазах мировой общественности не только как убийцы, но и как лжецы. Кстати, именно тогда Рейган получил карт-бланш на программу "Звездных войн", каковая обошлась американскому народу гораздо больше, чем заявленные $188 млрд., а заодно Конгресс снял мораторий на разработку химического оружия.

Спустя десять лет Россия передала Международной организации гражданской авиации оригиналы пленок черных ящиков: подтвердилась догадка англичан, что, несмотря на нормальное функционирование навигационной системы, летчики допустили отклонение от курса из-за переутомления или по собственному легкомыслию.

Но один вопрос все же остался. Удивительно, что американские спецслужбы, которым удалось безукоризненно зарегистрировать каждое ругательство русских, "не смогли" предоставить оригиналы пленок, на которых наверняка были радиопереговоры борта с их наземной станцией на Аляске. Ведь прежде чем заблудившийся лайнер попал в советское пространство, он почти два часа кружил над не менее "чувствительной" американской запретной зоной. Выходит, США прекрасно знали, что гражданский самолет сбился с курса и летит в сторону СССР, но позволили ему продолжить путь в пропасть. Может, хотели проверить, насколько быстро среагирует противник. Проверили...

ГЛЕНА МИЛЛЕРА ПОДБИЛИ АНГЛИЧАНЕ!

Впрочем, Штаты, долго клеймившие СССР за сбитый Боинг, тоже хороши. В июле 1988-го ракетами, по ошибке выпущенными американским крейсером "Винсеннес", над Персидским заливом был сбит иранский лайнер, погибли 298 человек. Официальный Вашингтон ссылался на ошибку бортового компьютера, который якобы принял гражданский самолет за истребитель противника (хотя их изображения на радаре резко отличаются). Позже просочилась информация, что система американской ПВО имела серьезные недостатки и ни разу должным образом не испытывалась перед принятием ее на вооружение. Более того, и в компьютерной программе была допущена существенная ошибка, проявившаяся в названном инциденте.

А сколько более "мелких" катастроф осталось за рамками гласности! Только спустя 40 лет СССР признал, что погибший в июне 1952 г. шведский самолет ДС-2 был сбит советским истребителем над международными водами. Правда, причина атаки так и осталась тайной: то ли был приказ командования, то ли сдали нервы у летчика.

Израильтяне "отличились" 21 февраля 1973 г., когда пара F-4Е легко справилась с пассажирским Боингом-727 ливийской авиакомпании "Эраб Эрлайнс", из-за навигационной ошибки оказавшимся в воздушном пространстве Синая. Итог -- 216 загубленных жизней.

Итальянский пассажирский самолет DS-9, на борту которого находился 81 человек, в июне 1980 г. был сбит ракетой "воздух-воздух" в районе острова Устика. До сих пор идут споры, кто выпустил злополучную ракету. Существует документальные свидетельства, что за 14 минут до катастрофы с военной базе в Сигонелле взлетел истребитель с номером НАВИ-61206, однако командование США и НАТО утверждают, что в тот момент в Средиземноморье не было ни одной боевой машины. Не правда ли, знакомый сценарий оправданий?

Не так давно при загадочных обстоятельствах в воды Атлантики рухнул Боинг-767 авиакомпании Egypt Air. Примерно в том же районе в 1996 г. погиб и Боинг-747 американской компании TWA с 230-ю людьми на борту. Очевидцы утверждают, что видели яркий объект, стремительно преследующий 747-й... В прессе циркулируют слухи, что оба самолета стали случайными жертвами ракет, запущенных с одной наземной военной базы. И, опять, же правительственные источники отрицают все и вся.

И, наконец, лишь спустя полвека британским историкам удалось раскрыть тайну гибели знаменитого американского композитора и музыканта Глена Миллера. Его легкий самолет марки "Норсемэн" в декабре 44-го по ошибке сбили британцы в районе Ла-Манша. А общественность долгие годы потчевали версией о нападении на него немецких истребителей.

...И ТОГДА ПВО СЕЛА В ЛУЖУ

Вот как славненько получается у вояк всего мира расстреливать мирные воздушные цели. Но зато когда действительно нужно пресечь дерзкую провокацию нарушителя воздушного пространства -- они порой садятся в лужу. Все мы помним, как в мае 1987-го на своей Сессне прямо на Красной площади приземлился Матиас Руст. Справедливости ради заметим, что его засекли еще на подступах к границе. Но, согласно инструкциям, спортивные, пассажирские и военно-транспортные самолеты сбивать нельзя. Да и зачем его было сбивать? Руст -- мальчишка, хулиган. Но после этого скандала сняли много генералов. Кстати, Руст был не первым, кто, не спросясь, сел в столице империи.

А как-то над набережной Гаваны появилась такая же Сессна, пилотируемая американцем вьетнамского происхождения, который разбросал со своего самолетика тысячи листовок с призывами к свержению Фиделя Кастро. За ним было погнались два МиГа, но тот благополучно ускользнул домой, во Флориду.