1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №238 (990) за 23.10.2001

ОЛИГАРХИ НЕ РАСКРЫВАЮТ СВОИ СХЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ МЕНЕДЖЕРАМ

Экономика США занимает второе место в мире по конкурентоспособности, лишь недавно уступив первенство финнам. Украина -- 69-е. В Штатах действует более 3000 учебных заведений, готовящих специалистов для бизнеса. У нас -- в десятки раз меньше, посему миллион американцев носит гордое звание менеджера, а у нас лишь 1300 человек получили соответствующую квалификацию. И даже в справочнике Минтруда до сих пор не значится такая профессия -- "менеджер".

Аналогии можно продолжать. Но и так ясно, что рыночная экономика требует не экономистов-теоретиков советского пошиба, коих хватает, а менеджеров-практиков новой волны -- управленцев, прекрасно ориентирующихся в изменяющейся конкурентной среде. Впрочем, государство этого до сих пор не поняло, раз не ассигновало ни копейки на развитие бизнес-образования, тогда как США только на переподготовку действующих менеджеров тратят $90 млрд. в год. "Дядя Сэм" быстро смекнул, что выгоднее иметь дело с высокопрофессиональными партнерами, и почти 3 года назад через Агентство США по международному развитию выделил $5 млн. на программу подготовки украинских предпринимателей нового поколения. Был создан международный Консорциум по усовершенствованию менеджмент-образования в Украине. "Мы сосредоточились на сотрудничестве с 48 вузами, -- говорит региональный директор Консорциума Мик Мюллей. -- Помогали им создавать эффективные программы обучения, проводили семинары для повышения квалификации преподавателей, а параллельно изучали, насколько получаемые студентами знания соответствуют запросам реального бизнеса".

На днях состоялся "круглый стол", на котором руководители ведущих вузов, готовящих "спецов" для экономики, посетовали, что лишь половина отечественного директората предпочитает наличие у подчиненных бизнес-образования "житейскому" опыту. Зато руководители, обучившиеся менеджменту, охотнее идут на соответствующую подготовку своих подчиненных. По словам Анны Власовой из Международного института бизнеса, первыми кинулись грызть гранит науки... пивовары и прочие представители близких к народу отраслей (и мы видим, как они теснят зарубежных конкурентов); затем в студенты подались машиностроители, а сейчас -- очень хороший симптом -- учиться маркетингу и менеджменту стал малый бизнес: те самые "купи-продай", которые поняли, что без специальных знаний на новый уровень им не подняться. Оно и понятно: в бизнесе учение -- не абстрактный "свет", а конкретные прибыли и наращивание мускулов в борьбе с конкурентами. И лишь подавляющая часть отечественных олигархов, по сведениям ректора Международного института менеджмента Богдана Будзана, не только не торопятся обогатить себя... -- нет, не суперприбылями, а знаниями, но и профессиональных менеджеров не подпускают к управлению своим бизнесом. Боятся, как бы используемые ими хитрые схемы не покинули пределы олигарховой черепной коробки.

Декан Киево-Могилянской бизнес-школы Павел Шеремета резюмировал, что отечественный бизнес начинает сталкиваться с гиперконкуренцией и должен знать, чего можно ждать от более искушенных иностранцев. Кстати, везде в мире, где есть критическая масса успешных предприятий -- в калифорнийской Силиконовой долине, индийском Бангалоре или столице автомобилестроения Детройте -- мы видим развитые бизнес-школы. Видать, все-таки придется учиться грамотному ведению бизнеса, если мы мечтаем вместо нынешних $800 валового продукта на душу населения в год хоть когда-нибудь производить его на $20 тыс., как американцы.