1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №238 (990) за 23.10.2001

ВОКРУГ ЗЕМНОГО ШАРА НА ЭСКАЛАТОРЕ

Столичный завод "Большевик" настолько секретный, что его посещения пришлось добиваться больше месяца. Уж очень хотелось мне увидеть первые киевские эскалаторы. Меня просили перезвонить "завтра", при этом заверяя, что смотреть особо не на что. После долгих уговоров, наконец, получил "добро".

Длинными коридорами идем к стендовому залу.

-- Два поэтажных эскалатора для Майдана Незалежности практически готовы, -- рассказывает Владимир Бондаренко, заместитель главного инженера. -- Сейчас решается вопрос их транспортировки. Везти эскалаторы -- каждый разобран на три части -- планируем грузовиками. Устанавливать на парной стороне площади будем обычным краном. Движущиеся ленты, работающие на подъем, разместим параллельно с обычными лестницами.

До этого столичная подземка пользовалась эскалаторами из Петербурга. На что, кстати, уходила львиная доля средств строительства нашего метро, например, та же станция метро "Дорогожичи". Наконец-то научились делать свои! Наши совсем не требуют смазки. Пропускная способность та же, но нагрузки на эскалатор намного меньше. Настилы ступенек делают из алюминия и пластмассы. На них не скользят ноги, да и ремонтировать киевские будет проще. Катки под ступеньками прикреплены не только по сторонам, но и посредине, для того, чтобы уравновесить нагрузки. Пассажиры, в основном, занимают правую сторону, и она изнашивается быстрее.

В огромном цеху подходим к разделенным лестницей эскалаторам-близнецам. Один -- в полуразобранном виде. Рядом рабочие возятся со ступеньками, редукторами и прочими приспособлениями. Поднимаемся вверх по лестнице, осматриваем начинку движущихся лент.

-- Высота подъема эскалаторов 6 метров, длина -- 12. Каждая из лент состоит больше, чем из 200 ступенек. Под металлоконструкциями подвешены компактные редукторы. Это значит, что эскалаторам больше не нужны машинные залы (на большинстве столичных станций они занимают огромные территории под платформами). Усовершенствованы также приводы и гидравлические тормоза.

Киевские ленты, по расчетам изготовителей, до первого капремонта должны пробежать расстояние, длиннее 11 экваторов -- 450 тысяч километров. Это в три раза больше пробега питерских. Внешне новые эскалаторы практически не отличаются от старых, только стенки балюстрады установят из затемненного бронированого стекла. Его, как и резину для поручней, делают в Киеве.

Спускаемся вниз. Рядом с эскалаторами находится еще одно новшество -- шкаф управления. Устройство, напоминающее большой холодильник с прозрачными дверьми, частично "упаковано" электроникой.

-- Шкаф нужен для диагностирования эскалатора, -- объясняет гид. -- Показания о состоянии машины будут передаваться на дисплей. На майдане установим два таких.

Кроме поэтажных эскалаторов, на "Большевике" приступили к выпуску первых тоннельных -- для метро. Их установят на новых станциях и на планируемых вторых выходах, например, станции "Вокзальная".

На заводе могли бы выпускать сотни эскалаторов в год, но мало заказчиков. Владимир Бондаренко отказался назвать сумму, в которую обошлись движущиеся ленты, но заверил, что для Киева цены значительно ниже, чем для других заказчиков. Скоро на предприятии будут делать и травелаторы -- горизонтальные (или с небольшим наклоном) пассажирские конвейеры. Первые дорожки установят на Европейской площади и Трухановом острове.

Уйти с завода оказалось не легче, чем попасть на него. Меня не хотели выпускать охранники на центральной проходной. Пришлось убедить их, что жить на заводе мне не хочется, хоть и эскалаторы у них хорошие.