1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №239 (991) за 24.10.2001

"НА КАВКАЗЕ ПОЛИТИКА СИЛЫ ДОЛЖНА ОТСТУПИТЬ ПЕРЕД СИЛОЙ ПОЛИТИКИ"

Визиты министра иностранных дел в Азербайджан, Грузию и Армению, которые глава МИД Анатолий Зленко совершил на выходных, заставили многих украинских политиков высказывать самые различные версии о цели этих поездок. Удивляло в первую очередь то, что они состоялись во время заострившейся ситуации на Кавказе. Корреспондентам "Сегодня" удалось сразу по прибытии Анатолия Максимовича в Киев расспросить его обо всем...

-- Анатолий Максимович, сегодня Кавказский регион стабильным не назовешь. Какая была цель ваших визитов и почему они прошли именно сейчас?

-- Все три визита осуществлялись по приглашению моих коллег -- министров иностранных дел Азербайджана, Грузии, Армении -- и были плановыми. Каждая поездка имела конкретные цели, связанные, в первую очередь, с развитием двустороннего сотрудничества. Общая же цель турне -- изучить и оценить нынешнюю ситуацию в регионе, где Украина имеет значительные экономические интересы.

Учитывалось то, что в Кавказском регионе сосредоточены эпицентры двух так называемых замороженных конфликтов. Первый -- Азербайджан и Армения, а второй находится на территории Грузии. Посетить сразу три государства было важно с точки зрения комплексной оценки конфликтов и поиска возможных путей их урегулирования. Хотел бы, чтобы меня поняли правильно. Мы никому не навязываем своих миротворческих услуг. Мы только хотели подчеркнуть, что, в случае обращения к нам с соответствующей просьбой, Украина, как член Совета Безопасности ООН и дружественное государство, могла бы их рассмотреть.

Мы глубоко уважаем национальные чувства кавказских народов и понимаем, что в своих заявлениях все те, кто берет на себя смелость оценивать тонкие вопросы международной жизни и двусторонних отношений, должны руководствоваться только уравновешенностью и сбалансированностью. Что касается Украины, то за десять лет независимости мы приобрели хороший опыт мирного сосуществования с нашими непосредственными соседями.

Мы не имеем иллюзий относительно быстрого и легкого урегулирования проблем Нагорного Карабаха и грузинско-абхазского конфликта. Украина будет приветствовать прежде всего те решения, которые будут взаимовыгодными для всех конфликтующих сторон. Потому что им, и только им, жить здесь, строить новые взаимоотношения в новых, мирных условиях. Поэтому наша позиция исходит из принципа "территориальной целостности", на котором базируется вся наша внешняя политика. Мы выступаем за решение всех спорных вопросов на основе мирового права и исключительно мирными, политическими методами.

Кроме того, как участники грузинско-абхазской встречи, которая проиходила в марте этого года в Ялте, мы несем ответственность как за ход переговорного процесса между сторонами конфликта, так и за внедрение достигнутых на нашей территории договоренностей. Кстати, у меня были достаточно откровенные разговоры с президентами всех трех южно-кавказских государств, и все они высоко оценили миротворческую сознательность Украины и сбалансированность нашей позиции.

Как я уже неоднократно заявлял, Кавказ и народы, которые его населяют, требуют чрезвычайно чуткого и внимательного отношения. Политика силы здесь неприменима! Сила политики -- вот формула, из которой исходит позиция Украины в вопросах стабилизации на Кавказе. И не только в этом регионе.

-- Накануне вашего визита на Кавказ в СМИ было распространено сообщение о том, что президент Грузии Эдуард Шеварднадзе выступил за замену российских частей, расположенных на территории Грузии, украинским миротворческим контингентом...

-- Во время визита в Грузию я разговаривал почти час с Эдуардом Шеварднадзе. Президент Грузии передал мне свою обеспокоенность ситуацией в его стране и вокруг нее. Однако с прошением относительно отправки в Грузию украинских миротворцев он к Киеву не обращался. Думаю, причин здесь две. Прежде всего, Шеварднадзе, как опытный политик, понимает, что для начала международной миротворческой операции в Грузии необходимо соответствующее решение Совета Безопасности ООН и согласие заинтересованных сторон. Во-вторых, как выдающийся дипломат, он отдает себе отчет, что попросив Украину перебрать на себя функции, которые выполняет сегодня в регионе Россия, он тем самым мог бы внести определенное напряжение не только в грузинско-российские, но и в украинско-российские отношения.

Таким образом, вопрос о замене миротворческого контингента в Грузии для нас не является актуальным. А путь к его возможному решению лежит исключительно через СБ ООН и, как я уже подчеркивал, согласие конфликтующих сторон. Что же касается миротворческих сил Украины, то для их гипотетической командировки в район конфликта нужно было бы осуществить еще и целый ряд важных внутригосударственных процедур.

-- Во время пребывания в Тбилиси вы встречались со Специальным Представителем Генерального Секретаря ООН в Грузии Дитрихом Боденом и говорили по телефону с так называемым министром иностранных дел Абхазии Сергеем Шамбою.
Удалось ли вам достичь прогресса в вопросе грузинско-абхазского урегулирования?

-- Мне удалось выяснить для себя некоторые новые аспекты, которые характеризуют сегодня отношения между Тбилиси и Сухуми. Мы предложим сторонам возобновить переговоры и готовы предоставить соответствующее место и создать условия для их проведения на территории Украины. Возможно, это будет Киев. Надеюсь, что те предложения и идеи, с которыми я ознакомил руководство Грузии, будут использованы ею в пользу стабилизационного процесса. Я, в частности, предложил отправить в Грузию специальную миссию Совета Безопасности ООН, которую могла бы возглавить Украина. Такое предложение сейчас активно обсуждается в рамках консультаций между членами СБ ООН.

-- Среди сообщений информагентств о ваших встречах в Баку не могла не привлечь внимание сенсационная информация о подтвержденной руководством Азербайджанской Республики готовности транспортировать каспийскую нефть в Украину и через нашу территорию в Европу.

-- Я бы не делал из заверений президента и министра иностранных дел Азербайджана сенсации, хотя они действительно имели место. И Гейдар Алиев, и глава азербайджанского внешнеполитического ведомства Вилаят Гулиев пообещали, что каспийская нефть Украину не обойдет стороной и нефтепровод Одесса--Броды--Гданьск в скором времени будет задействован для транспортировки энергоносителей в европейские страны. Кстати, о готовности "пропускать" через свою территорию каспийскую нефть, которая будет идти в Одессу, подтвердили и наши грузинские коллеги.

Вместе с тем, проведенные переговоры, в том числе с руководителем Государственной нефтяной компании Азербайджана Алиевым, еще раз убедили меня в том, что лишь коммерческая основа является главной предпосылкой успешного функционирования нефтепровода Одесса--Броды--Гданьск. Нам нужно еще поработать над тем, чтобы транспортировка нефти нашим нефтепроводом была рентабельной, то есть наиболее дешевой, в сравнении с уже существующими энергетическими путями.

-- Некоторые политологи оценили скептически актуальность вашего визита на Кавказ. Что вы можете сказать по этому поводу?

-- Что касается отдельных комментариев, скептически оценивающих результаты этого визита, то я в какой-то степени могу понять их авторов: они в наше прагматичное и сложное время хотели бы немедленно видеть конкретные результаты. Однако преимущество, а возможно и недостаток дипломатии, состоит в том, что они, как правило, приходят позднее. Я готов возвратиться к кавказской теме, когда результаты моего Кавказского турне станут очевидными. Надеюсь, что это время не за горами.