1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №240 (992) за 25.10.2001

"БРИЛЛИАНТОВУЮ РУКУ" СНИМАЛИ ПОД ПРИСМОТРОМ КГБ

"Бриллиантовая рука" -- из тех фильмов, которые смотришь трижды, четырежды -- и не надоедает, хотя знаешь его практически наизусть. С трудом поддается запоминанию разве что иноземное ругательство, которое выдал герой Леонида Каневского, аптекарь-контрабандист: "Поркомадоннадиумбестопербакокастеладимембранасхимарин чесарвест-итхамдураля" (фразу из 73 букв закадровый голос перевел коротко: "Простите, погорячился").

Запомнили? А теперь о главном. О том, что невооруженным глазом не видно, даже если очень внимательно в очередной раз посмотреть эту замечательную комедию (пятница, 26 октября, 20.35, Новый канал).

К съемочной группе "Бриллиантовой руки" на все время был приставлен капитан КГБ, но еще до съемок сценарий прошел все круги цензуры. Вот лишь некоторые требования цензоров: сделать более выпуклой роль милиции (она, мол, слишком пассивна), сократить эпизод в ресторане с чествованием шефа, убрать сцены с пионерами, которые его поздравляют, убрать реплики "как говорит шеф, главное в нашем деле -- социалистический реализм" и "партию и правительство оставили на второй год", в монологе управдомши Плющ ("И вы знаете, я не удивлюсь, если завтра выяснится, что ваш муж тайно посещает синагогу") последнее слово заменить на "любовницу"...

МИРОНОВ ИЛИ ВИЦИН?

Если роль Семена Семеновича Павлика (не удивляйтесь, именно эту фамилию изначально носил главный герой; потом он стал Тимошкиным и лишь к началу съемок -- Горбунковым) изначально писалась для Юрия Никулина, то на другие роли явных претендентов не было. Предполагалось, что Графа сыграет Георгий Вицин, Лелика -- Михаил Пуговкин, Анну Сергеевну -- Эве Киви, управдомшу Варвару Сергеевну Плющ -- Клара Лучко, контрабандиста-аптекаря -- Спартак Мишулин... Многие актеры вообще подбирались своеобразно. Проститутку на улице заграничного города, например, сыграла не профессиональная актриса, а филолог по образованию, работавшая в библиотеке, В. Островская, которую сосватала режиссеру невеста Леонида Каневского. В роли гида снялась жена Юрия Никулина -- Татьяна, а в роли мальчика, которого Граф встречает на острове, -- их 10-летний сын Максим.

Позже Юрий Никулин не без смеха вспоминал: "Максим с энтузиазмом согласился сниматься, но когда его по 20 раз заставляли репетировать одно и тоже, а потом начались дубли, в которых Андрей Миронов бил его ногой и сбрасывал в воду, стал роптать. Время от времени он подходил ко мне и тихо спрашивал: "Папа, скоро они кончат?" "Они" -- это оператор и режиссер. У оператора Максим все время "вываливался" из кадра, а Гайдай предъявлял к нему претензии, как к актеру. Например, когда Миронов только замахивался ногой для удара, Максим уже падал в воду, получалось неестественно, чувствовалось, что он ждет удара. После того, как испортили 7 дублей, Гайдай громко сказал: "Все! В следующем дубле Миронов не будет бить Максима, а просто пройдет мимо". А Миронову шепнул: "Бей, как раньше, и посильнее". Успокоенный Максим, не ожидая удара, нагнулся с удочкой и внезапно для себя получил пинок. Он упал в воду и почти плача, закричал: "Что же вы, дядя Андрей!" Эпизод был снят..."

ЛИБО ПИТЬ, ЛИБО ПЕТЬ

Помните сцену, когда Горбунков натыкается на тело человека, лежащего на земле, а милиция грузит пьяного в коляску? Горбунков замечает: "На его месте должен быть я", на что один из милиционеров отвечает: "Напьешься -- будешь!" Пьяного, который горланит песню о медведях, озвучивал... сам Леонид Гайдай. Аида Ведищева, исполнительница танго "Вулкан страстей" ("Помоги мне"), вспоминала: "Возвращаюсь как-то поздно вечером с гастролей по Дальнему Востоку, захожу домой, и сразу телефонный звонок: "Надо срочно записать песню для новой комедии Гайдая, сейчас же приезжай на "Мосфильм". Делать нечего, приезжаю, открываю дверь в студию: прямо на полу сидят Гайдай, Миронов и Никулин и распивают на троих бутылочку: "Давай, Аида, присоединяйся!" Я говорю: "Либо пить, либо петь". К тому времени Никулин уже закончил записывать песенку "Нам все равно", Андрей свой "Остров невезения", а мне предстояло еще работать. Я тихонечко села в уголке, взяла ноты... В пять утра была готова первая проба, которая понравилась всем настолько, что дублей делать уже не стали. А компания к этому моменту допила свою бутылочку..."

"СЛУХИ О МОЕЙ СМЕРТИ..."

Адлер, где снималась часть фильма, облетел слух о смерти Юрия Никулина. Дело было так: в подвале гостиницы, в которой жили актеры и съемочная группа, отвели место под костюмерную и реквизиторскую, где хранили "двойника" Никулина -- фигуру Горбункова из папье-маше (ее предполагалось сбрасывать с высоты 500 метров при съемке эпизода, где Семен Семеныч выпадает из багажника подвешенного к вертолету "Москвича"). Чтобы фигура не пылилась, ее прикрыли простыней. Любопытная уборщица, подметая подвал, приподняла простыню и обнаружила... мертвого артиста. Она, вероятно, подумала, что он погиб на съемках и был спрятан в подвал. Через час о "смерти" Никулина знали не только в Адлере, но и в других городах страны -- уборщица по совместительству работала в аэропорту...

"ПОДСТАВЫ"

Нетрудно догадаться, что бриллианты, которые спрятали в гипс Горбункова, -- бижутерия. Но были в фильме использованы и серьезные "подставы". На съемках сцены в кафе, например. "Мороженое", которым мальчик попадает Графу в лицо, на самом деле было... смесью творога с молоком (кидал ее в актера ассистент режиссера, причем сделано было 8 дублей, которые Миронов стоически вытерпел). А в эпизоде, когда Анна Сергеевна снимает халат и швыряет его в Горбункова, Гайдай распорядился в бюстгальтер Светличной положить накладки из пенопласта -- для пущей сексуальности.

Упасть возле аптеки ("Черт побери!") Горбунков должен был, поскользнувшись на банановой кожуре (для этого закупили несколько килограммов дефицитных по тем временам фруктов), но сделать это Никулину никак не удавалось. Тогда купили арбуз. Уже лучше: падение (на надувной пляжный матрац серого цвета) удалось, но -- точно попасть ногой на арбузную корку -- никак! И тогда на помощь пришел Леонид Каневский. Одел туфли и брюки Никулина и мастерски поскользнулся. Так что нога в кадре его.

Наконец, о знаменитом восклицании Папанова. Когда снимали сцену, в которой Лелик под водой нанизывает рыбу на крючок удочки Горбункова, вода была довольно холодная. По вине кого-то из техработников съемочной группы приходилось неоднократно переснимать. После очередного дубля разгневанный Папанов, высунувшись из воды, рявкнул в сердцах: "Идиот!" И это так замечательно прозвучало, что Гайдай вставил эпизод в картину, только адресовалось словечко уже Графу -- Миронову.

КАЖДОМУ СВОЕ

Согласно бухгалтерским документам, смета фильма составила 435 тыс. рублей, но съемочная группа израсходовала 426,5 тыс. руб. Игра стоила свеч: зрители на многие поколения вперед получили замечательный фильм, прокат которого окупил все затраты, включая зарплаты создателей фильма. Кому очень интересно: Гайдай получил 4949 руб. плюс 2000 за сценарий; Никулин -- 5188 руб., Миронов -- 1920 руб., Папанов -- 2288 руб., Светличная -- 346 руб., Мордюкова -- 1531 руб., Каневский -- 122 руб., Островская (сыгравшая роль проститутки) -- 26 руб.