1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №241 (993) за 26.10.2001

ВЗЯВ У КАНДИДАТА В ДЕПУТАТЫ ВОДКУ, ГОЛОСОВАТЬ ЗА НЕГО НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО

На прошлых парламентских выборах за одно место "под куполом" боролись в среднем 15--20 кандидатов. Вполне естественно, что большинство из них ждало жестокое разочарование. Самое интересное, что среди аутсайдеров оказалось немало известных и богатых людей. В чем же причина?
  • Зачастую кандидаты стараются себя не утруждать непосредственным общением с избирателями. По мнению большинства политологов, это самая главная ошибка. Как правило, именно поэтому проигрывают выборы денежные "тузы", истратившие на кампанию миллионы. Логика избирателей проста и понятна: никто не станет симпатизировать "барину", который, образно говоря, "и на порог не пустит".
  • Претендуя на переизбрание, Буш-старший обронил фразу: "Я не мальчик!" Американский президент имел в виду, что у него есть дела поважнее, нежели отвечать на всякие "простые" житейские вопросы. Некоторые считают, что эта фраза и лишила его переизбрания.
  • Увлечение длинными заумными речами и статьями. Эффективность подобной агитации равна нулю. Психология избирателей чем-то напоминает психологию детей: превыше всего они ценят искренность и не приемлют фальши. Именно поэтому даже "кострубатая" речь, сказанная экспромтом, воспринимается гораздо лучше, чем почти идеальная, но зачитанная "с бумажки".
  • Крайне противопоказано хвастаться доходами. Хорошим примером являются президентские выборы в России. Последние места на них традиционно "забивают" те, кто "не побоялся заявить о своих реальных доходах". Тому пример -- Брынцалов, Шаккум, Джебраилов. Аналогичных "героев" достаточно и в Украине.
  • Если у вас живот по колено, на голове -- ни волосины, а лицо больше напоминает предшествующих человеку приматов, дешевле оплатить кампанию "перспективному парню", который будет лоббировать ваши интересы.
  • Кандидат в предвыборном поведении пытается копировать поведение лидера гонки. Многие помнят заявление кандидата в президенты на первых демократических выборах Левка Лукьяненко о том, что "его программа ничем не отличается от программы Леонида Кравчука". После подобного заявления с надеждой на победу можно прощаться -- побеждает лишь тот, кто сможет продемонстрировать свою непохожесть на остальных кандидатов.
  • Кандидат раздает подарки избирателям, которые выглядят как откровенный подкуп.
  • Если не хотите, чтобы вас "обскакали" соперники, не реагируйте на их выпады. Тем более если вы вместо ответной критики начинаете оправдывать свои действия -- у избирателей не останется сомнений, что вы виновны во всем, в чем вас обвиняют.
  • Кандидат не знаком со спецификой округа. Бывает, известный политик, баллотируясь по провинциальному округу, не считает нужным узнать, какие там работают предприятия и чем там живут люди. А зря: даже одна фраза, свидетельствующая о невежестве кандидата по местным вопросам, способна оттолкнуть от него тысячи избирателей.