1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №244 (996) за 30.10.2001

СЕСТРЫ ВЕРТИНСКИЕ -- ЖЕНЩИНЫ НА ВСЕ ВРЕМЕНА

Говорят, на детях гениев природа отдыхает. Это не всегда правда, но дети великих поневоле несут бремя славы родителей. Так же произошло и с семьей Вертинских: дети актеров, Марианна и Анастасия, стали актрисами, у обеих не сложилась личная жизнь. Но биография каждой годится для авантюрного романа, полного страстей, любовных историй и человеческих драм.

ИЗ ЖЕНЫ ПРАПОРЩИКА -- В ЗВЕЗДЫ МИРОВОГО КИНО

Известный эстрадный исполнитель, поэт и актер Александр Вертинский родился в Киеве в 1889 году. Брак между его отцом Николаем Петровичем Вертинским и его матерью, Евгенией Степановной Сколацкой оформлен не был, поскольку первая жена Николая Петровича развода не дала. Через три года после рождения сына Александра Евгения Степановна умерла. Николай Петрович очень любил свою вторую жену, и спустя два года тоже умер. Впрочем, по другой версии за это время у Николая Петровича был еще один гражданский брак, и у Александра имелись впоследствии сводные сестры.

Александра воспитывали родственники и неизвестно как сложилась бы судьба скромного киевлянина, если бы не переезд в Санкт-Петербург. Уже к 20 годам Александр погрузился в богемную среду города -- знакомится со знаменитыми актерами (в том числе с Иваном Мозжухиным и известнейшим киномагнатом того времени Ханжонковым), с успехом исполняет свои песни-новеллы. Вскоре Вертинский получает собственный номер "Танго" в Арцыбушевском театре. Этот новый модный танец исполнялся с элементами эротики, а Вертинский, стоя у кулис, пел песенку -- пародию на происходящее.

Первая любовь шансонье -- Вера Холодная, в то время всего лишь жена прапорщика Русской армии. Ей были посвящены песни "Маленький креольчик", "За кулисами", "Ваши пальцы пахнут ладаном". Мало кто знает, что жену прапорщика звездой немого кино сделал Александр Вертинский -- именно он привел ее на кинофабрику к Ханжонкову.

После революции, помаявшись с выступлениями по Европе и США, Александр Николаевич переехал в Шанхай и там встретил свою будущую жену. По легенде, он познакомился с Лидией Владимировной Циргвава в одном из шанхайских ресторанов -- отыграл красивую рыдающую брюнетку в карты у незнакомой компании. Разница в возрасте между ними составляла 34 (!) года. И хотя он до самой смерти обожал хорошеньких женщин, брак этот был достаточно счастливым. Здесь, в Шанхае, 28 июля 1943 года у него родилась дочь Марианна.

МАРИАННА

Надо сказать, что ко времени рождения первой дочери деньги у любившего красивую жизнь Александра Николаевича закончились и ему не на что было даже купить малышке коляску. Выручил кто-то из поклонников. Это по легенде. Официально же причиной его возврата в СССР считается пресловутая "тоска по родине". Во всяком случае, у нас нет причин сомневаться в этом. Так или иначе, в 43-м ему было, наконец, позволено вернуться в Советский Союз. Белоэмигрантские газеты тут же объявили Вертинского "большевистским наемником", но актера это не смутило, и он с вдохновением включился в новую жизнь.

Через год, уже в России, у Вертинских родилась еще одна дочь -- Анастасия. И уже с первых дней жизни девочек было понятно, что старшая похожа на отца, младшая -- на мать.

Сразу после школы Марианна, которая была на "ты" практически со всеми знаменитостями Советского Союза (все они часто бывали в доме Вертинских) поступила в Щукинское театральное училище. Еще во время учебы начала сниматься в кино. На пробах в "Ивановом детстве" она знакомится с молодым Андреем Тарковским. Андрей на роль героини взял Валентину Малявину, но дебютантку запомнил.

В это же время у нее начинается первый серьезный роман в жизни -- с "мальчиком-мажором" советского кинематографа Андроном Кончаловским. Позже в одной из своих книг воспоминаний он напишет о ней, тогдашней: "У Марьяны были синие глаза, вздернутый нос и рыжие волосы. Когда она сидела на подоконнике, казалось, что перед тобой картина Магритта: глаза сливаются с окружающим небом".

Чтобы понимать, что молодой Кончаловский представлял собой к 20 с небольшим годам, достаточно вспомнить эпизод его автобиографической книги "Низкие истины", в котором речь идет о первом сексуальном опыте юноши. Со словами: "Так делал мой отец -- так сделаю и я", -- отец Андрона, Сергей Михалков, позвонил своей приятельнице -- опытной генеральше -- и сообщил, что сейчас пришлет ей своего 17-летнего сына для "введения во взрослую жизнь".

Марьяна курила, и это Кончаловскому, воспитанному в строгом матриархате и боготворившему мать, очень не нравилось. Однако он был настолько увлечен, что почти решился на женитьбу, о предстоящем браке гудела околотеатральная Москва. И вдруг все закончилось. Марианна считает, что отношения прервались из-за ее следующего романа -- с Андреем Тарковским. Андрон другого мнения: "Все говорили о предстоящей свадьбе, но я сомневался. Помню, я вел машину, не мне принадлежавшую, -- жена одного профессора взяла ее у своего мужа. Еще ехали Марьяна и мой приятель. "А почему бы вам, друзья, не жениться?" -- сказала жена профессора. От смущения я повернул руль -- повернул очень неаккуратно, кто-то в меня врезался. Так окончился этот роман".

Замужества не получилось не только с Кончаловским, но и с Тарковским, который в это время находился в состоянии перманентного развода с Ирме Рауш, а также синхронно ухаживал за Валентиной Малявиной. В 1967 году Марианна вышла замуж за очень известного московского архитектора Илью Былинкина. Вскоре у них родилась дочь Александра. Этот брак продлился 6 лет и распался по банальной причине -- слишком много людей претендовали на место Ильи. В одного из них, оператора Григория Рерберга, Марианна серьезно влюбилась и ушла от мужа.

Но тут произошла первая неожиданная вещь: Григорию тоже не очень понравился богемный образ жизни гражданской жены, и через два года требовательный Рерберг предпочел ретироваться. (Кстати, потом он проживет долгий и счастливый брак с бывшей женой Владимира Басова Валентиной Титовой). Началась долгая депрессия, от которой Марианну спас ее бывший однокурсник Борис Хмельницкий.

В одном из интервью он рассказывал автору этих строк, как сильно любил Марианну со времен "Щуки" и каким счастьем было, что ей -- униженной и раздавленной одиночеством, понадобилось его мужское плечо: "Она была настоящая женщина -- образованная, умная, тонкая -- что называется, порода". Между прочим, курить Бориса научила в студенческие времена Марианна. Они почти сразу поженились и, казалось, все теперь будет замечательно: родилась дочь Даша, Марианна опять начала много сниматься: в одном только 76-м году она снялась в трех фильмах ("День семейного торжества", "Клад", "Смерть под парусом"). Однако идиллия продлилась недолго: Марианна увлеклась приятелем Хмельницкого -- переводчиком Андреем Эльдаровым. На этот раз она ушла, оставив Борису и его родителям грудного ребенка. Причины этого, скажем прямо, нетипичного для женщины поступка она объясняла спустя годы чрезвычайной занятостью в кино и театре: "Я просто не справлялась с грудным ребенком и 9-летней девочкой. Вот мы и решили, что младшей дочери лучше остаться с бабушкой. Так и пошло. Бабушка умерла, когда Даше было 13 лет. Но она уже привыкла жить с папой. Сейчас на ней весь дом..." Удивительно, но Борис Хмельницкий и сейчас не говорит плохого слова о своей бывшей жене -- ни о ее уходе к другу, ни о том, что сам вырастил дочь...

В 80-е избранником Марианны стал югославский бизнесмен Зоран Казимирович. Этот брак мог бы сложиться (Зоран был очень терпимым человеком и обожал Вертинскую), но Марианна не хотела покидать Москву. 13 лет встреч урывками, телеграммы, звонки -- и они расстались.

АНАСТАСИЯ

Младшая дочь Вертинских Анастасия похожа, пожалуй, на сестру только внешне. Изысканная и утонченная, она обладает более скрытым темпераментом и вовсе не так охотно впускает в свою жизнь других людей. Закончив ту же "Щуку", с юных лет обнаружила большой интерес к профессии, а также стремление не зависеть от мужчин.

Ее творческая биография началась в 61-м году: в 15 лет она снялась в главной роли в картине "Алые паруса", тут же став культовой фигурой в советском кино. Такое лицо уже невозможно было забыть. Затем -- главные роли в картинах "Человек-амфибия", "Гамлет", "Война и мир". А ведь в эти годы она была еще студенткой!

Во время учебы в институте Настя познакомилась с 20-летним Никитой Михалковым и очень скоро вышла за него замуж. Никита, как и его брат, тридцать лет назад (как впрочем и сегодня) не признавал не только лидерства, но и партнерства в семье. Беременная Настя тут же оказалась на Николиной горе -- на даче у свекрови, Натальи Петровны Кончаловской, которую все в семье Михалковых называли ласково Таточкой.

Таточка была отнюдь не подарком, говорят, ее даже побаивался грозный муж -- совершенно не выносивший детей (и внуков-то долго с трудом различал) детский писатель Сергей Михалков. Энциклопедически образованная, великолепно готовившая, "строгая, но справедливая" Таточка тут же начала учить Анастасию правильно вести хозяйство, консервировать, шить детские вещи и пр. Подчинение не декларировалось вслух, но подразумевалось -- Настя видела, как вторая невестка -- Наталья Аринбасарова (жена Андрона) покорно рядом со свекровью шьет себе зимнюю меховую шапочку. Но увы... Вертинской это все было безумно скучно. Родился сын Степан. Насте очень хотелось сниматься в кино.

Через три года "совместного ведения хозяйства" она рассталась с Никитой Михалковым и потом объясняла этот поступок как неизбежный: "Мы не смогли вместе жить не по каким-то житейским или бытовым причинам. Это был период дикой жажды самоутверждения. Я исступленно, почти маниакально хотела быть актрисой. А Никита, конечно же, шел своим путем. Ему нужна была женщина, которая жила бы его жизнью, его интересами. Он мне всегда говорил, что назначение женщины -- сидеть на даче и рожать детей. И он, конечно, прав. С годами, по мере того, как мы взрослели и умнели, наши отношения стали лучше".

Кроме того, их объединял сын Степан, который и после развода родителей часто бывал у Михалковых на Николиной горе и гораздо меньше общался со своей второй бабушкой -- Лидией Владимировной.

В 1976 году Анастасия сделала еще одну попытку устроить личную жизнь. Познакомившись на море с популярным в то время певцом Александром Градским, она достаточно скоропалительно вышла за него замуж, но вместе они были недолго: развод в 80-м носил достаточно формальный характер -- к тому времени каждый жил своей жизнью.

Она не любит говорить о своей личной жизни. Лишь однажды с горечью обронила: "Что касается моей личной жизни, думаю, Господь вообще лишил меня этой радости -- быть счастливой в браке. Кстати, я поняла это довольно рано, после второго мужа. Этот брак я вообще браком не считаю. Он не принес мне ни крайних разочарований, ни особого обольщения. Я скорее склонна считать браком союз с человеком, с которым у меня был около 20 лет роман. Но сейчас я даже рада, что одна -- я бы с ума сошла, если бы здесь кто-то ходил".

P.S. Сегодня Марианна продолжает работать в театре, утверждает, что сама научилась зарабатывать себе на жизнь.

Дочь Даша -- актриса, старшая Саша -- художница, закончила Суриковский институт, училась во Французской академии художеств.

Сын Анастасии Степан работает в рекламном бизнесе, по профессии -- режиссер, основатель и организатор фестиваля видеоклипов "Поколение".

Сама Анастасия в течение ряда лет вместе с Александром Калягиным преподавала актерское мастерство в Оксфорде, Париже, Швейцарии. Вела на ОРТ программу "Другие берега". Одна из последних ролей в кино -- Маргарита в фильме Юрия Кары "Мастер и Маргарита". К сожалению, фильм на экраны так и не вышел. Сейчас занимается подготовкой и выпуском книг и дисков отца.