1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №244 (996) за 30.10.2001

БОГДАН СТУПКА ОТПРАЗДНОВАЛ СТОЛЕТИЕ

Конечно, в цифре "100" кроется подвох, и на самом деле Богдану Сильвестровичу -- 60. Но поскольку заодно праздновали 40-летие его творческой деятельности, результат именно таков: 60+40=100. Так и на торте было кремом написано...

Как все подобные торжества, мероприятие затянулось. Ступка рассчитывал, что к десяти вечера уже начнется фуршет, и даже отдал команду сыну Остапу: мол, если увидишь, что затягивается -- объявляй франковцев, пусть завершают. Ну, где-то так оно и вышло. Правда, на часик позже. Всего-то? Для такого юбилея -- сущий пустяк.

Часа полтора заняли сцены из спектаклей -- "Тев'є-Тевель", "Енеїда", "Украдене щастя", "Король Лір", "Записки божевільного". Пока Ступка менял костюм и мгновенно перевоплощался, гости смотрели эффектные отрывки из будущего фильма Юрия Ильенко "Молитва за гетьмана Мазепу" со Ступкой в главной роли.

Потом пошли официальные делегации. Мэр шепнул на ушко Ступке, что подарит ему квартиру и тут же "разболтал" это вслух. Удивительно, но на сцене в этот вечер все были очень просты в общении и чрезвычайно естественны: будь то мэр или вице-премьер, полуторагодовалая внучка Ступки Устина или всемирно известный кинорежиссер Ежи Гоффман (кстати, Гоффман подарил юбиляру карту XVII века, на которой есть Украина, созданная Богданом Хмельницким!).

Виктор Ющенко, который здесь присутствовал практически как частное лицо, рассказал, что пока Ступка занимал министерский пост, коллеги-министры ему ужасно завидовали: Ступка мог появиться на заседании кабмина блондином, брюнетом или шатеном, с хвостиком или в кудряшках... "Мудрі люди довго міністрами не бувають!" -- сообщил Иван Драч. "Ступка -- кінематографічний птах з усіма ознаками геніальності", -- подхватил его монолог Сергей Трымбач.

Львов приветствовал своего "представителя в столице" многократно: за делегацией Театра имени Заньковецкой следовал композитор Богдан Янивський с фирменной песней "Не забудь". Но вне конкуренции -- детский ансамбль "Цьомочки". Это что-то! Такие "кнопки" в цыплячье-желтеньких платьицах и шляпках (иначе как "капелюшками" и не назовешь), что юбиляр лично побежал растаскивать от центра сцены поближе к кулисам корзины с цветами, а то "поцелуйчики" скрылись в цветах, как муравьи в траве.

Ректор театрального института Ростислав Пилипчук напомнил, что Ступка учился в институте имени Карпенко-Карого... 18 лет. И кстати, вовсе не на актерском факультете. Богдан Сильвестрович имеет диплом театроведа (приветствую Вас, коллега!). Студенты же изобразили "многоступье" (кто -- Тевье с возом, кто -- король Лир...) и презентовали выдающемуся артисту ценный предмет кухонной утвари -- ...ступку!

И вдруг -- тьма. "У нас в театрі був такий художник по світлу, який казав: я вам зроблю "темне світло", -- спокойно повествовал Ступка, выходя в темноте на авансцену. "Чорне світло" -- в такой момент? Мистика! (А не мистика ли, что на последнем спектакле недели памяти Сергея Данченко упал и разбился его портрет?) Во всем театре был свет, а в зале и на сцене -- нет! Телевизионщики направили на Ступку "фонарики". Вынесли электрические семисвечия из "Тевье". В темноте разговор продолжался -- только еще теплее, интимнее, еще более семейный и дружеский! А как иначе -- при свечах? И только когда появился Юрий Ильенко с "нерукотворным портретом Мазепы" (на съемках эпизода "Анафема" сжигали "чучело Мазепы", его горящая голова отпала, покатилась, и вдруг стала похожа на Мазепу-Ступку... Ильенко успел сфотографировать это лицо в огне) -- в тот момент, когда Ступка с канделябром склонился над портретом, а Ильенко сдернул покрывало, свет -- яркий, слепящий -- брызнул на сцену и в зал. С одной стороны, я точно знаю, что это -- случайность. С другой стороны, уверена, что закономерность. Это высший режиссер распорядился. Может быть, передали привет Сергей Данченко вместе с гениальным художником по свету Владимиром Лящинским (он тоже пребывает ныне в тех, иных мирах).

"...Як за тебе не випить, рідний худкер!" -- наконец запели франковцы под предводительством Леся Заднепровского. Отличная песенка -- впору перенимать театрам, филармониям, хорам и оркестрам -- в общем, всем, у кого есть "художній керівник".

Вторая часть "марлезонского балета" под кодовым названием "Стопка за Ступку" продолжалась чуть не до утра. Часа в три ночи "рідний худкер" с удовольствием раздаривал цветы франковским дамам. А красиво все-таки мэр про него сказал: "Ой Богдане-Богдане, міністерський сину, полюбив ти всіх жінок... і неньку Україну!"