1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №248 (1000) за 03.11.2001

"Я НИКОГДА НЕ БЫЛА БОГАТОЙ, НО ВСЕГДА ПРОИЗВОДИЛА ТАКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ"

Бог подарил ей счастливую профессию режиссера. Это про нее Ефремов говорил актерам: "Она как режиссер началась знаете когда? Когда из бабушкиных штанов кофту сделала в семилетнем возрасте". Галина Волчек -- личность, известная во всех отношениях: яркие роли в кино (один "Осенний марафон" чего стоит!), 30-летнее руководство "Современником", звездный сын Денис... Ничего удивительного, что ее приезд в Киев со спектаклем "Три товарища" вызвал ажиотаж.

"ЛЕНА ПРИШЛА КО МНЕ НА СПЕКТАКЛЬ СОВЕРШЕННО ЛЫСАЯ"

-- Галина Борисовна, почему для постановки был избран Ремарк? Существует же мнение, что это "подростковая" проза в мировоззренческом смысле.

-- А вы знаете, на спектакле действительно много молодых. Я-то как раз боялась обратного, считая, что Ремарка сегодня помнят и читают только люди, которым за сорок, поскольку он был моден в России в 60--70-е годы. Сегодня в моде другие книжки. Но реакция превзошла все ожидания. Есть, наверное, вечные вещи... Ремарк -- писатель моей молодости, я до сих пор обожаю все его романы.


ИЗ ДОСЬЕ "СЕГОДНЯ"

Галина Волчек родилась в Москве, в семье известного оператора. Папа мечтал, чтобы дочь поступила в Литературный институт. Но Галя бредила МХАТом. Будучи с детства "девочкой наоборот", она экстерном в 16 лет закончила школу и пошла в Театральный (школу-студию МХАТ). Даже свою фамилию очень долго произносила как "ВолчОк", чтобы дистанцироваться от знаменитого отца. После ухода из "Современника" Олега Ефремова стала лидером и организатором этого театра.



-- Говорят, что даже консультанты на этом спектакле у вас были совершенно молодые ребята...

-- Да, это был Дима Петров -- парень, который был в Чечне и просидел в плену, яме, 11 месяцев. Причем полгода сидел вообще один. Он вернулся в Москву в жутком состоянии, и, мне кажется, работа над этим спектаклем была своего рода реабилитацией для него. Хотя бы частичной...

-- Главную героиню -- Патрицию Хольман играла в спектакле модная Чулпан Хаматова (зрителю известна по фильмам "Страна глухих", "Время танцора". -- Авт.). Но Чулпан -- беременна, и актрису пришлось заменить Еленой Кориковой. Знаю, что и Хаматова попала в спектакль "случайно". А как вы отыскали Лену?

-- Конечно, у меня было свое видение героини. Мне советовали много актрис, но... С Чулпан я познакомилась случайно на презентации, не зная, кто она такая, -- до сих пор, к своему стыду, не видела ни одного ее фильма. А Лена Корикова играла у меня в "Вишневом саде" Аню. Посмотреть ее посоветовал мне мой друг, художник Павел Каплевич. Она пришла совершенно лысая в черном парике -- (хохочет), это ей Пашка посоветовал надеть, чтобы я не испугалась. Но я тогда не поняла, что у нее парик, и сразу начала мысленно ее "высветлять". Аню она играла замечательно, но потом внезапно по семейным обстоятельствам уехала на три года в Америку. И когда возникла необходимость заменить Чулпан в "Трех товарищах", я почему-то вспомнила о Лене однажды на репетиции: "Никто не знает -- Лена Корикова не вернулась?". Оказалось, вернулась. Так Лена появилась в спектакле. Хаматова и Корикова -- совершенно разные актрисы: в Чулпан больше внутренней силы, в Лене -- жертвенности.

"МНЕ ВСЕ ИНТЕРЕСНО, КРОМЕ ТОГО, ЧТО Я НЕ ПРИНИМАЮ"

-- Ваша профессия и образ жизни таковы, что вы много общаетесь -- актерам объясняете, спонсоров уговариваете, четыре года были Депутатом Госдумы. От людей не устали?

-- Нисколько. Мне все интересно, кроме того, что я заранее не принимаю -- не вступила, например, ни в какую партию -- ни тогда, ни сейчас. А люди новые -- это тоже очень увлекательное путешествие в чужой мир, не похожий на твой собственный. И потом, это же часть моей професии. Шурику Ширвиндту приписывают изречение "Театр -- это террариум единомышленников". Не думаю, чтобы это было так. По крайней мере, я так не ощущаю. Я сегодня уже рассказывала, что даже спонсоры нашего театра -- это мои друзья.


ИЗ ДОСЬЕ "СЕГОДНЯ"

В самом деле, Галина Борисовна использует любое свое публичное выступление для рассказа о "людях, которые помогают мне жить" -- восторгается близкой подругой Алисой Фрейндлих, с нежностью рассказывает о беженке из Чечни Александре Михайловне, которая помогает ей по хозяйству. Один из таких близких людей-- Володя Каданников, который пришел в зрительный зал "Современника" совершенно молодым человеком -- начальником цеха на ВАЗе. С тех пор, вот уже 20 лет, они дружат. Правда, теперь он генеральный директор. И когда встал вопрос, кто и где будет делать машину с замечательным прозвищем "Карл" для спектакля -- ответ уже витал, что называется, в воздухе. После ручной сборки вазовцы плакали в полном смысле этого слова, когда расставались с ней.



-- Мы подружились с Володей, когда делали спектакль "Погода на завтра" -- нужно было знать жизнь рабочих на подобном предприятии. Ребятам нашим, артистам, даже доверили поработать на конвейере. Помню как Настя Вертинская, тяжело пыхтя и очень стараясь, всандаливала куда-то какую-то резинку... Я ей тогда еще сказала: "Да-а-а, не повезет тому, кто купит эту машину".

"Я СЧИТАЛА ЕГО МУЖИКОМ С ПЕЛЕНОК"

-- Ваше собственное детство и детство Дениса были совершенно разными. У вас была -- полная опека, у Дениса -- все наоборот.

-- Это чистая правда.


ИЗ ДОСЬЕ "СЕГОДНЯ"

Друг детства Дениса Евстигнеева (ныне известного клипмейкера и режиссера ("Лимита", "Мама") Антон Табаков с нотками зависти вспоминает, что в их подростковой компании (Табаков, Евтигнеев, Ефремов) Денис выглядел старше всех, и поэтому его единственного в 14-летнем возрасте пускали в рестораны. С этим же периодом связаны проделки по части воровства сигарет у родителей. Но если Табаков-старший тут же спохватился, что блоки "Кемэл" быстро пустеют, то Галина Борисовна просто ничего не заметила. Мальчики часто сбрасывались на алкоголь или ресторацию -- Антон таскал книги из дому на продажу, Денис оптом и в розницу распродавал маленькие металлические модели машин -- их у него была целая коллекция, а Миша не ограничивался продажей дефицитных в ту пору горных лыж -- однажды сгоряча даже продал папин пиджак со Звездой Героя.



Но самое большое впечатление на взрослых произвел отдых Дениса и Антона в Доме творчества в Рузе. Сначала они лишили пионера, который возвышался на центральной площади самого дорогого... -- его горна. Затем ребятки перешли к химическому опыту. Он был чрезвычайно "удачным" -- пионера разнесло на части, в результате чего хлынувшая в тридцатиградусный мороз вода из фонтана залила практически всю Рузу.

-- По вашим рассказам, вам объясняли какие книжки надо читать, с кем дружить, учили даже интонации, с которой нужно говорить...
Денис получил с детства полную свободу из чувства противоречия, которое рождалось благодаря вашим воспоминаниям, или просто не было возможности уделять ему много внимания?

-- Я не считаю, что уделяла Денису мало внимания. Мы жили с ним вдвоем, он всегда знал все мои радости, трудности и проблемы и переживал их вместе со мной. Моя мама считала, что я с ним "не по возрасту откровенна". А я не считала, что нужна дистанция или сюсюканье. И интонацию правды держала с ним с той минуты, как только он начал соображать.

-- То есть мужиком считали его с пеленок?

-- Абсолютно! Я всегда уважала его личность.

...И поэтому вам с ним всегда было легко?

-- Наоборот -- мне всегда было с ним трудно. Сейчас -- тем более. Он более закрытый человек, чем я. (Тут Галина Борисовна отвлекается на фотографа: "Ой, не снимайте меня отсюда! В профиль я не даю себя снимать даже родному сыну!"). Знаете, мне всегда было страшно показывать ему первый прогон в театре. Даже когда ему было 12 лет, волновалась: что он скажет.

"СЛУЧАЙНО Я НЕ ВСТРЕТИЛА НИКОГО..."

-- Где-то я прочитала ваше высказывание: "Деньги -- это лучшее лекарство от старости.

-- Да ну, я такого никогда не говорила.

-- Хорошо, тогда просто скажите о своем отношении к деньгам.

-- Я никогда не была богатой, но всегда производила такое впечатление. Мою жизнь нелья назвать простой или легкой в этом смысле. Я всегда была в долгах до последнего периода жизни... Несмотря на то, что я много работала на Западе (ставила спектакли на Бродвее. -- Авт.), государство гонорары в валюте у меня отбирало.

-- А тратить любите?

-- Когда у меня есть деньги, только и делаю что трачу. Обожаю поездки, путешествия, поэтому у меня нет дачи, машину нормальную только недавно подарили, а до этого много лет ездила на "Жигулях". Когда у меня не было ни копейки денег, а мой второй муж начал дарить мне какие-то кольца, серьги, я делала вид, что очень состоятельна. Неважно, что в то время все эти драгоценности дешево стоили. У меня и задешево их не было. А когда появились, я не в сундук их спрятала, а на палец напялила. И с удовольствием жестикулировала руками, выставляя подарки на всеобщее обозрение. Очень гордилась, потому что никто до этого мне ничего не дарил. И сразу дала повод для разговоров.


ИЗ ДОСЬЕ "СЕГОДНЯ"

Страсть Волчек к красивым вещам -- общеизвестна. Известная критикесса как-то даже хмыкнула в ее адрес : "Какое "На дне" она может поставить с бриллиантами на руках?!", а Гафт написал желчную эпиграмму на свою шефиню: "В ней совместились тонко любовь к искусству и комиссионкам". Зато она всегда умела зарабатывать. Когда они с первым мужем и отцом Дениса Евгением Евстигнеевым получили квартиру на Поварской, то распределились: Евстигнеев делал ремонт, а Галя ездила по стране с вечерами типа "Добрый вечер, здравствуйте". Тогда артистам платили по 5 рублей за выступление в сборном концерте.



В один из своих последних приездов в Киев Галина Борисовна вместе с актрисой "Современника" и близкой подругой Мариной Нееловой посетила бутик модного украинского модельера Сергея Бызова, однако практически ничего не пробрели -- цены покруче московских.

P.S. В одном из интервью Галина Волчек сама объяснила почему не очень удачно сложилась ее личная жизнь: "Думаю, совершенно закономерно то, что я осталась без семьи. У меня был один муж, второй, третий... тут я ставлю троеточие, потому что его и мужем не назовешь, и просто случайным знакомым тоже: наша связь длилась в течение почти десяти лет. Но всей моей жизнью я подвела себя к тому, что семья для меня стала невозможной. Театр перемолол меня в своей мясорубке настолько, что соединить его еще с чем-то было бы неестественно. И это было предопределено судьбой. Не то, что "случайно я не встретила никого...". Я и не хотела, и не могла уже".