1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №250 (1002) за 06.11.2001

СТАРИК МАЛЕВИЧ НАС ПОНЮХАЛ...

Сначала я пожалела, что не взяла с собой на премьеру фотоаппарат. Потом поняла, что этот инструмент был бы совершенно лишним. "Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город..." -- как сказал бы Михаил Афанасьич. Моноспектакль Валерия Шептекиты "Черный квадрат" по пьесе Марка Розовского в Молодом театре разыгрывался в кромешной тьме. Свет выключили. Звук, увы, остался. Якобы человек слишком долго стоял перед одноименной картиной Казимира Малевича, и наконец его "засосало" внутрь картины. Там он и сидит, в течение часа разглагольствуя о жизни и об искусстве, периодически закуривая, шлепая по полу руками ("Это я ищу!" -- комментирует артист) и громко сопя носом ("Это я нюхаю!").

Когда в текст вплетались уж очень низкопошибные шуточки, невольно вспоминался театральный анекдот: Премьера, аншлаг. Свет гаснет, зрители замерли. На сцене -- одинокий стул в луче прожектора. Туда на цыпочках пробирается мужик, садится и... начинает заниматься сам с собою страшно интимным делом. Да так убедительно, что минут через пять с галерки раздается вопль: "Браво!" Перепуганный мужик, всматриваясь в темноту: "А-а-а! Кто здесь?!"

Впрочем, конечно, к г-ну Шептеките это совершенно не относится: его в излишней "правде жизни" и искренности никак не обвинишь. Громоподобные раскаты его мощного голоса взрывают темноту, словно артист боится, чтобы зрители не уснули. Теперь я понимаю, что имел ввиду режиссер Валерий Пацунов, говоря перед началом представления о "биополе", "ауре" и проч. -- средствах, которые помогут артисту держать внимание аудитории в темноте в течение часа. Да, держит он крепко -- не вырвешься. И чувствуешь себя в черном квадрате, как в Бермудском треугольнике.