1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №251 (1003) за 07.11.2001

"ТАКАЯ "ПУСТОТА" -- ЗАХВАТЫВАЕТ ДУХ!"

Можно ли воплотить на театре романы самого модного русского писателя последнего десятилетия Виктора Пелевина? Например, замысловатый коктейль из гражданской войны, дурдома и буддизма? До недавнего времени это считалось нереальным -- то есть, попытки были (и кстати, в Киеве тоже), но с адекватным воплощением как-то не складывалось. Пока не появился в Москве спектакль "Чапаев и Пустота" -- событие прошлого сезона.

"Здесь ставят вопросы, на которые, кажется, вот-вот получишь ответ, а тебе вместо этого предлагают хорошо подумать", -- это о спектакле "Чапаев и Пустота", который Киев увидит в будущее воскресенье, 11 ноября на сцене МЦКИ (Октябрьского дворца). В главных ролях -- звезды "generation П" Евгений Сидихин (Петр Пустота) и Гоша Куценко (Володин и Котовский). Чапаев -- Сергей Никоненко. С его внешностью, да в бурке, сам Бог велел играть Чапаева. Но Никоненко играет не прямолинейного бойца, каким он представляется со школьных лет, а мистического персонажа...

Собственно, идея постановки принадлежит петербуржцу Евгению Сидихину ("За последней чертой, "Прорва", "Танго втроем", "Русский транзит"). "Актеры играют отлично и играют именно то, на что претендует спектакль -- роман Пелевина как тонкую джазовую импровизацию на джазовые темы", -- читаем в прессе.

Герои оказываются то в хорошо узнаваемой исторической ситуации, то в сумасшедшем доме, и где здравомыслия больше -- еще вопрос. Многообразие мира показано без заумности и наворотов. Герои Пелевина пьют самогон, шампанское, водку (Котовский еще нюхает кокаин -- "думает о России"), много говорят, иногда поют. Собственно, кроме этих нехитрых действий, они не совершают ничего особенного, кроме, пожалуй, того главного, что отличает Пелевина от иных авторов: все происходящее здесь имеет смысл.

Сам Пелевин, побывав на нескольких репетициях, признался: "Я далек от театра, но с удовольствием готов включиться в процесс открытия новых смыслов романа..."

И Платон с Аристотелем, и анекдоты про Чапаева, и декадентские стихи, и буддийские мантры, и монолог Гамлета, исполненный на рэпперско-децловский манер Гошей Куценко, и попсовые песни, и треп новых русских -- об одном и том же. Как говорит в романе глядящий в лужу Чапаев: "Что меня всегда поражало -- так это звездное небо под ногами и Иммануил Кант внутри нас".

P.S. Уже сдавая материал в номер, я вдруг обнаружила, что премьера спектакля в Москве состоялась ровно год назад, день в день -- 7 ноября. Совпадение, говорите?..