1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №253 (1005) за 09.11.2001

СВОИХ ЖЕНЩИН ПИКАССО ЛЮБИЛ ДО СМЕРТИ

Пабло Пикассо прославился не только как гениальный художник, но и как безжалостный пожиратель дамских сердец. Несмотря на тривиальную внешность, многие женщины добровольно падали к его ногам. А оказавшись брошенными, либо кончали жизнь самоубийством, либо коротали дни в сумасшедшем доме.

НАЧАЛО БОЛЬШОГО ПУТИ

Родился художник 25 октября 1881 года в испанском городе Малаге. Его отец, Хосе Руиз, был профессором рисования. Пристрастие к живописи, на радость родителей, у Пабло появилось рано -- в десять лет. Когда же ему исполнилось тринадцать, отец устроил его первую выставку. Пабло с детства терпеть не мог свою рядовую фамилию, поэтому вскоре сменил ее на девичью матери -- Марии Пикассо. А через несколько лет это имя уже знала вся Испания -- картина "Милосердие" получила премию Мадридской выставки.

Но мечта родителей увидеть Пабло профессором классического рисунка разбилась вдребезги -- поступив в Мадридскую королевскую академию Сан-Фернандо, тот обозвал всех преподавателей тупыми и стал по-черному прогуливать лекции по кафе и борделям города. А вдоволь навеселившись, отправился с приятелем завоевывать Париж.

По приезде в столицу Франции 23-летний Пикассо поселился в обшарпанном доме, именуемом "прачечной баржей". Там к нему и пришла первая любовь. Ею стала натурщица Фернанда Оливье. На матраце, брошенном на пол, эта парочка ночи напролет предавалась безудержной страсти. Так длилось до тех пор, пока Фернанда не начала мечтать о ребенке. В планы Пикассо это не входило -- ему, полному творческих планов и неуемной сексуальной энергии, хотелось новых побед.

Как-то в одном из парижских кафе Пикассо познакомился с польским художником Маркуссисом и его подружкой Евой Гуэль. Спутница нового приятеля сразу поразила воображение Пабло, и он за рекордно короткий срок нарисовал ее портрет под названием "Моя красавица". На это скрытое признание в любви Ева ответила взаимностью. И вскоре молодые люди вместе отправились путешествовать по Европе. А весной 1915 года решили пожениться. Но этой свадьбе не суждено было состояться -- у невесты обнаружили рак.

Одна больница сменялась другой, но все тщетно -- в декабре 1915 года Ева ушла из жизни. Это стало большим потрясением для великого художника. Но жизнь шла своим чередом. В 1918 году Пикассо предложили поработать в Риме над декорациями и костюмами к балету "Парад", в котором участвовали артисты знаменитой труппы Дягилева. Там судьба свела его с 26-летней русской балериной Ольгой Хохловой. Впервые он увидел ее танцующей и счел верхом совершенства. Покорил Ольгу художник тем же способом, что и других, -- нарисовал портрет.

Их свадьба состоялась 12 июля 1918 года, а спустя три года появился на свет единственный законный сын Пикассо -- Пауло. Однако условности семейной жизни великому живописцу быстро наскучили -- его душа томилась в тайных желаниях. Это хорошо заметно по его картинам того периода. Они отличаются особой жесткостью, откровенными, порой садистскими проявлениями сексуального инстинкта.

"МАДЕМУАЗЕЛЬ, Я -- ПИКАССО!"

В январе 1927, увидев на улице красивую молоденькую девушку, он пошел следом, затем остановил и заявил: "Мадемуазель, я -- Пикассо! Вместе мы сумеем многое сделать". 17-летнюю незнакомку звали Мария-Тереза Уолтер. Устоять против дьявольского обаяния художника она тоже не смогла. Он долго возил ее за собой по Франции и Испании, не в силах выбрать между страстью к живописи и женскому телу. В картине "Мария-Тереза в облике тореро" Пикассо четко обозначил связь между сексом и смертью -- забросил разодранную красавицу на спину взбешенному быку. "Искусство не целомудренно, -- заметил как-то сам художник. -- Если оно целомудренно, то это не искусство".

Для этой своей пассии Пикассао приобрел замок Буагелу. Там же устроил и мастерскую. В этот период Мария-Тереза стала его единственной моделью, ее образ оказывался повсюду -- на рисунках, картинах, гравюрах... Одна такая скульптура под названием "Женщина с вазой" была представлена на парижской Всемирной выставке 1937 года. Сегодня она стоит на могиле мастера, похороненного в местечке Вовенарг, неподалеку от городка Экс-ан-Прованс.

Бурные любовные утехи привели к логическому результату -- в начале 1935 года Мария-Тереза забеременела. Пабло и рад бы жениться на ней, но для этого нужно было окончательно порвать с Ольгой и поделить с ней свое имущество. Художник такого поворота событий не хотел, да и "двойная" жизнь его вполне устраивала. Ольга же в это время, ни о чем не подозревая, то и дело твердит, что пора бы ей поселиться в замке Буагелу... Пикассо под разными предлогами отказывает ей в этом. А тем временем Мария-Тереза рожает ему дочку. Ее окрестили Майей.

Ситуация накалилась до предела, когда в октябре 1936 года художник познакомился с югославским фотографом Дорой Маар. Теперь жизнь Пикассо раздробилась между супругой Ольгой с сыном Пауло, Марией-Терезой с дочерью Майей и новой любовницей, которая знала о существовании еще двух соперниц...

В итоге Пикассо официально расстался с женой, с Марией-Терезой продолжал сохранять альянс, но на людях появлялся только с Дорой, которая стала главным источником вдохновения художника в предвоенные годы. Он рисовал ее бесчисленное количество раз. Сексуальные "войны", которые они вели друг с другом, отразились в серии о Минотавре. Достаточно взглянуть на картину 1936 года "Дора и Минотавр", на которой мужчина-животное с вожделенным взором навис над распростертым женским телом, замершим в страхе и возбуждении. В этой работе Пикассо передал свою безудержную страсть к извращенному насильственному сексу, когда одна сторона пощады не дает, а другая ее не просит.

ОБИД ХУДОЖНИК НЕ ПРОЩАЛ

В ателье на набережной Гран-Огюстен было полуантресольное помещение, где стояла "рабочая кровать" художника. На нее одно за другим укладывались тела, принадлежавшие любительницам живописи и острых ощущений. Им были не по карману шедевры Пикассо, но было по силам польстить его мужскому самолюбию и утолить собственную страсть.

"Плотский аппетит художника и в 60 лет оставался таким же, как был в двадцать, -- пишет его биограф Пьер Кабанн. -- Женщины приходили к нему даже без единого жеста с его стороны. Повторяющиеся опыты с различными партнершами были для него своего рода проверкой мужского начала, долгое время сохранявшего свою победительную силу. Нередко в присутствии друзей он детально смаковал очередной триумф, даже не придавая значения тому, находилась ли рядом осчастливленная им женщина".

В четырехтомном исследовании "Век Пикассо" Кабанн пишет: "Когда женщина ему наскучивала, он вел себе в отношении ее крайне гнусно. Если она удалялась, он приходил в бешенство, если же упрекала в чем-то -- избивал. Пикассо был убежден, что отвергнутая им женщина никогда не излечится от такой утраты".

Стоит ли удивляться, что в 1943 году у Доры Маар появилась очередная соперница. В одном из парижских ресторанов Пикассо познакомился с молоденькой красоткой Франсуазой Жило, тоже художницей. Живая, энергичная, к тому же, на сорок лет его моложе, она очень быстро появилась на полотнах живописца.

И хотя знаменитый художник продолжал встречаться с Марией-Терезой, купил роскошный замок Гримальди и поселился там с новой "музой". Символом их союза стало создание картины "Женщина-цветок". Пикассо, которого к тому времени уже называют патриархом, тогда казалось, что он обрел вторую молодость. И впрямь -- Франсуаза весьма скоро забеременела. В мае 1947 года она родила сына Клода, а через два года -- дочь Палому.

И все-таки Франсуаза ушла. Не только потому, что они с Пабло не были обвенчаны: ей надоели его диктаторские замашки, мания величия, бытовой садизм -- в гневе он мог запросто потушить сигару о ее щеку. Надо ли говорить, что ни она, ни дети не получили ни копейки из его состояния: великий художник не любил строптивых родственников.
  
Спустя восемь лет после разрыва Франсуаза все же попросила Пикассо дать детям его фамилию. Но тот поставил условие: "Разведись с мужем и выйди за меня замуж". Скрепя сердце, она согласилась. Когда же Пабло узнал о разводе Франсуазы, тут же... женился на другой. В отместку обманутая женщина опубликовала скандальную книгу "Уцелеть рядом с Пикассо". Там она описывает все ужасы их совместной жизни. Потом по мотивам этой книги снимут фильм, роль Пикассо в котором сыграет английский актер Энтони Хопкинс.

То, что великий живописец испытывал удовольствие от мучений близких людей, подтверждает такой случай. Когда он собрался писать свою знаменитую "Гернику", решил позабавиться -- пригласил позировать к себе в студию Франсуазу Жило и Дору Маар. Когда же женщины вцепились друг другу в волосы, основоположник кубизма испытал верх блаженства.

СЛУЧАЙНЫЕ СОВПАДЕНИЯ?

В 1955 году в Канне в жизни Пикассо появляется его последняя женщина -- Жаклин Рок. Она была кузиной мастеров гончарного дела, супругов Рамье, у которых Пикассо расписывал керамику. Внимание художника Жаклин привлекла своим необычным профилем -- как у сфинкса. Он купил для нее и себя виллу в Каннах. А в марте 1961 года Пабло, уже почти 80-летний старик, тайно женился на 34-летней Жаклин. После свадьбы она сразу запретила детям и всем его бывшим любовницам видеться с ним. Когда же великий художник оглох и ослеп, сама мыла его и кормила.

Пикассо умер 7 апреля 1973 года в возрасте 92 лет. Даже своей смертью он умудрился насолить любившим его людям -- будучи владельцем полумиллиарда долларов, 80 тысяч картин и скульптур, трех замков и двух огромных домов, он не оставил завещания...

Спустя четыре года после его кончины Мария-Тереза Уолтер повесилась в собственном гараже. Ольга Хохлова и Дора Маар оказались в сумасшедшем доме. Жаклин Рок установила в своей спальне огромный портрет мужа и каждый день "советовалась" с ним по любой мелочи. Через некоторое она ушла в монастырь, но и там не смогла смириться с тяжкой утратой. Спустя девять лет на могиле супруга Жаклин выпустила пулю себе в висок. Пауло -- сын Пикассо и Хохловой -- вскоре спился и умер. Потом и его сын, в свою очередь, покончил жизнь самоубийством.

Палома, дочь Франсуазы Жило, -- единственная из детей Пикассо, кто стал знаменит благодаря собственным талантам. Она моделирует очки, зонтики и посуду. Кстати, в детстве Палома пыталась рисовать -- копировала работы отца, но тот запретил ей этим заниматься.

Что же касается внука Оливье, то он пока ничем не прославился. На вопросы корреспондентов, какие воспоминания сохранил о своем знаменитом дедушке, отвечает, когда тот умер, он был слишком мал, чтобы оценить его талант. Тем не менее, Оливье убежден, что дед был сильнейшим психологическим вампиром -- подпитывался энергией близких людей.