1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №255 (1007) за 12.11.2001

ПОДАВАТЬ В СУД НА КИКИМОРУ БЕСПОЛЕЗНО

Что бы вы сделали, если бы однажды ночью услышали под своей кроватью таинственный шепоток и хохот? Наверное, начали бы креститься. А представьте, что наутро ваша всезнающая соседка прокомментирует эту жуткую бессонницу небрежным: "Так это ж кикимора расшалилась!" Думаю, в лучшем случае вы обзовете самозваную советчицу дурой, а в худшем -- пошлете ее к этой самой кикиморе. И очень, скажу я вам, напрасно.

СУПРУГА ДОМОВОГО

Для начала давайте разберемся, кто же такая кикимора? Согласно толковому словарю Даля кикиморой считается родственник домового, который по ночам прядет, а днем сидит невидимкою за печью. В мифологической энциклопедии кикиморой зовется ночное божество сонных мечтаний, которое впоследствии почему-то сменило ориентацию и превратилось в злой дух, воплощенный в образе маленькой сухонькой женщины. Но и это еще не все, у восточных славян, например, так называли души умерших до крещения младенцев, которые согласно поверьям уносили черти и растили до 7 лет, после чего водворяли в виде кикиморы в чей-либо дом. После этого в новом месте обитания начинали происходить странные вещи: гремела посуда, портился хлеб, бились горшки, летали луковицы и другие предметы, путалась пряжа. Причем к ужасу хозяев дома все эти действия происходили без чьей-либо помощи, как бы сами по себе.

А вообще сведения об этом мифическом существе самые противоречивые. Один источник утверждает, что кикимора принадлежит к представителям сильного пола. Другой -- что это дама. Не меньшая путаница возникает и по поводу места этого духа в системе демонологических персонажей, связанных с жильем человека. По одной версии, кикимора -- любимая жена домового, которая не только хлеб ему солью посыпает, но и рожает детей. По другой же, домовой с кикиморой живут как кошка с собакой, потому что последняя -- его антипод, и родина ее -- преисподняя.

Что ж, в этом есть какой-то смысл, поскольку в самом имени кикиморы (шишиморы) уже заложена связь с чертом ("шиш", "шишко" -- черт, нечистый). К тому же название кикиморы, как и название черта, лишено какой бы то ни было привязки, как, например, у лешего (живет в лесу) или домового (обитает в доме). Одним словом, образ кикиморы получается какой-то размытый и неясный, но что не вызывает сомнений, так это ее хулиганистый нрав.

МИСТИЧЕСКАЯ ХУЛИГАНКА

Вот, к примеру, что учинила кикимора в московской богадельне при церкви Кивра и Иоанна, что на Кулижках. Там осенью 1666 года свирепствовала неведомая сила, не дающая покоя ни сиротам, ни одиноким старухам. По словам свидетелей, демон сбрасывал их с постелей и лавок, кричал в ухо всякие нелепости, швырялся камнями, стучал на печи и по углам, но при этом всегда оставался невидимым. Нужно ли говорить, что сии таинственные события дошли до царя Алексея Михайловича? Он вопросом этим чрезвычайно обеспокоился и велел священникам присмирить злокозненного духа.

Однако это оказалось не так-то легко сделать, поскольку все попытки изгнать кикимору были ею попросту проигнорированы. Когда же отцы церкви стали особенно усердствовать, она окончательно разозлилась и стала во всеуслышанье уличать оных в совершенных беззакониях. Конец беспределу положил преподобный Илларион, известный своими способностями изгонять нечисть. Пять недель в компании двух иноков подвизался в молитвах Илларион и таки выдворил упрямого духа. С тех пор по Москве пошла гулять поговорка про черта на куличках (Кулижках).

А вот еще одна история о кознях кикиморы, но уже в более близкий нам 1936 год, случившаяся с одинокой сибирячкой. Пришла она как-то вечером домой и улеглась на кровать. Однако почивала недолго, так как ложе... начало медленно, но уверенно разваливаться. Хозяйка оказалась на полу, и на нее невесть откуда посыпался целый град ударов. Избиение прекратилось лишь тогда, когда в ход пошла подушка -- она разорвалась и стала расбрасываться перьями. Потом из печи полетели угли, а откуда-то сверху послышалось пение. И главное, хорошо поют, красиво, а в избе все летит кувырком -- страшно. Вдруг кто-то взял перепуганную женщину под рученьки белы и подвел к печи. Глядь, а там человек сидит -- голый. Она уйти хочет, а не получается, словно силой кто-то держит. Вдруг в печи огонь вспыхнул, а мужик сидит -- улыбается. Весь горит, а лицо невредимым остается. Тут уж нервы у хозяйки не выдержали. Рванулась изо всех сил и побежала что было духу к соседям. Такой они ее и увидели: растрепанной, с синяками от побоев, в рваной одежде и абсолютно седой.

ТАК КТО ЖЕ ТЫ НАКОНЕЦ?

И таких событий за последние восемь столетий описано великое множество, причем в последнее время все больше ученых начинают сомневаться в том, что сказка -- ложь. А первым в правдивость народного творчества поверил английский этнограф Лэнг, живший в конце XIX столетия. Многие годы изучая фольклор и аномальные явления, он обратил внимание на то, что сюжеты "кикиморских преданий" у разных народов схожи, а значит, с помощью сказаний описаны какие-то реальные события. Этой же точки зрения придерживался и коллега Лэнга по Обществу психических исследований Баррет, который в 1911 году пришел к мысли, что широко распространенная вера в эльфов, волшебников, домовых и других мифических персонажей покоится на проявлениях, свойственных... полтергейсту.

Того же мнения придерживается и наш современник -- член Общества по изучению тайн и загадок земли Николай Лопатенко. Он сопоставил симптомы "нечистого" жилища и известные случаи встречи с полтергейстом и пришел к выводу, что в обоих случаях речь идет об одной и той же силе. Да, собственно, тут и сомневаться особо не приходится, стоит только взглянуть на значение слова "полтергейст", которое в переводе с немецкого означает "шумливый дух", что по сути отражает бюргерское представление о нашей родной кикиморе. Ну, посудите сами, и нашенская нечисть и заграничная очень любит закручивать шнурки и нитки в узлы, причем обязательно справа налево.

Хорошей иллюстрацией служит история, случившаяся в 1990 году в одной семье, где прочно обосновалась кикимора. Причем не одна, а с наперсницей -- мокрухой, еще одним демоническим персонажем, имеющим особенность оставлять после себя мокрые пятна. В результате жильцы злополучной квартиры не только тщетно искали пропадавшие вещи, но и сутки напролет сушили все, что было в доме: начиная от матрацев и заканчивая, пардон, трусами. Вода проступала всюду -- на полу, диванах, табуретах. Прекратить это безобразие не удавалось никаким способом. Гостей потусторонняя сила тоже не чествовала. Бывали случаи, когда в течение получаса она доводила их просто до истерики: заливала водой ботинки и шапки, путала шнурки, отрывала пуговицы на пальто и скручивала невероятным образом шарфы, причем по всем демоническим канонам -- справа налево.

Исследователи заметили еще одну особенность полтергейста -- любовь ко всякого рода перестукам, как бессмысленным, так и со смыслом. Все эти демонические "изюминки" прочувствовали на себе жители строительного общежития, где в 1988 году поселился таинственный проказник. Облюбовав одну из трех имеющихся в комнате кроватей, он независимо от времени суток монотонно под ней стучал. А садясь на это самое ложе, жильцы ощущали странные прикосновения, словно кто-то сидящий в матраце беззастенчиво шарит пальцами по мягкому месту. Но и это еще не все -- невидимка оказался на диво общительным и время от времени стуком "разговаривал" с обитателями общежития. Делалось это по принципу: "да" -- 1 стук, "нет" -- 2. Именно так накануне финального олимпийского матча по футболу была безошибочно предсказана победа сборной СССР, полтергейст даже счет угадал.

Вообще же его звуковые проявления славятся разнообразием, впрочем, как и саундтреки к кикиморским проделкам. В 1989 году обитатели загородного дома в пригороде столицы стали жаловаться на странности их жилища, в котором по ночам слышался звук капающей воды и тяжелых шагов на чердаке. А однажды, когда во двор привезли дрова, все отчетливо слышали, как кто-то всю ночь их колол и при этом выразительно кряхтел. Однако утром дрова лежали в целости и сохранности, такими же, как их оставили накануне вечером. Потом в одной из стен начала петь птичка, и это при том, что стены-то были бетонными и ни одно живое существо пролезть внутрь никак не могло.

В ПОДДЕРЖКУ НАЦИОНАЛЬНОЙ НЕЧИСТИ

Как же быть обитателям подобных жилищ? Что им делать со всей этой чертовщиной? К сожалению, универсальных рецептов по избавлению от непрошеных гостей пока не существует. Особенно для тех, кто не желает признавать в этой таинственной силе старых добрых кикимор, а упрямо называет их полтергейстами. Нет, дело не в том, что духи обидятся, а в том, к кому за помощью обратитесь. Так, практика показала, что от ученых ничего, кроме сочувствия, добиться нельзя. Да, случай обязательно тщательно изучат, но не более. А вот поверив, что вашим домом завладела кикимора, и обратившись к народной мудрости, того и глядишь натолкнетесь на толковый советик.
Такой, например, как этот: кикимору можно обезвредить, отыскав магическую куколку или особую щепку, с помощью которой она "привязана" именно к вашему жилищу. Эти колдовские атрибуты могут быть где угодно, но чаще всего их прячут в основании дома. Найдите их и сожгите. Не менее сильными магическими свойствами обладает и обыкновенная ртуть, заложенная под печь по определенным правилам. Так что будьте осторожными со строителями, которые могут отомстить вам за обиды и недоплаты такой вот злой шуткой. А удирать от нечистого духа куда подальше не пытайтесь, поскольку известны случаи, когда возмутители спокойствия следуют за своими жертвами.

Правда, бывает, что кикимора приходит в дом не по чьей-либо злой воле, а сама по себе, тогда стоит прочесть заговор, и она уберется восвояси. Звучит он примерно так: "Ах ты, гой еси, кикимора домовая, выходи из горюнина дома скорее". Отлично отпугивает кикимор "куриный бог" -- камень с естественным отверстием или же горлышко разбитого кувшина с лоскутом кумача. А если веточкой можжевельника обвязать, как пояском, солонку, кикимора не сможет солить хлеб своему супругу -- домовому. Такое, согласитесь, не выдержит любой дух.

А вот капитан Жандаченко, начальник конно-этапной команды Харьковской губернии, в 1883 году подал на кикимору... в суд. Дело о таинственных явлениях, происходивших в квартире капитана, рассматривалось в уездном и земском судах Харькова, однако было прекращено "за ненахождением причин необыкновенных явлений". И компенсацию за моральный и материальный ущербы истец так и не получил. С тем же результатом закончилось дело вдовы Раздьянковой, которая в 1814 году подала в один из уездных судов Симбирской губернии иск на "невидимый голос, необъяснимые стуки и бросание кирпичей и поленьев". Решением суда дело предали... "суду Божию".

Не лучше обстоят дела и в наши дни. В одной из городских квартир проживал "особо опасный" полтергейст. Он не только передвигал предметы и обливал жильцов водой, но и фактически сжег квартиру. Опытный следователь не нашел преступника и дело о поджоге закрыл. А Госстрах отказался выплатить страховку, поскольку по условиям договора страхование недвижимости от нечистой силы предусмотрено не было. Так что в борьбе с потусторонними силами слуги Фемиды вам не помогут, рассчитывайте только на себя.