1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №256 (1008) за 13.11.2001

ХОЧЕШЬ "ВЫБИТЬ" ДОЛГ ПО ЗАРПЛАТЕ -- ДРУЖИ С СУДЕБНЫМ ИСПОЛНИТЕЛЕМ

Знаете ли вы, что в России, с ее бескрайними просторами, всего 56 авиакомпаний? А в Украине? Оказывается, более ста! Причем все существуют на законных основаниях.

Многие из них имеют разве что фюзеляж от "кукурузника" для отчетности, а необходимый авиапарк вместе с экипажами арендуют под конкретные рейсы. Фактически это -- посредники со штатом в несколько человек, минимумом накладных расходов и высокой рентабельностью. Но кто-то ведь должен тянуть воз проблем, связанный с техобслуживанием, ремонтом и парковкой крылатых машин. Вот тут и заканчивается присказка и начинается сказка, вернее -- суровая быль.

Авиакомпания "Национальные авиалинии Украины" еще недавно надежно опиралась на крылья трех с половиной десятков пусть и не новых, но вполне надежных Ан-24 и Ан-30. А также -- на мастерство и опыт почти 600 специалистов. Сегодня их осталось менее половины, и те живут с доходов, приносимых единственным Ан-тридцатым, экипаж которого занимается аэрофотосъемкой в Туркменистане. Еще 19 машин стоят на приколе в столичном аэропорту "Киев", требуя, тем не менее, для обслуживания каждой почти 1500 грн. в месяц. Плюс затраты на содержание ангаров, складов и других помещений.

Неудивительно, что НАУ -- в долгах, как в шелках. Хотя кое-что сделать удалось. Когда в январе 1999 г. Николай Плаксий возглавил авиакомпанию, долг по зарплате составлял 2,275 млн. грн. С тех пор работники получили в кассе предприятия 2,709 млн. грн., из них около четверти -- в счет погашения задолженности. А она... возросла почти на полмиллиона. На исполнении находятся несколько сотен судебных решений о выплате зарплаты, выполнить которые очень сложно, так как на расчетных счетах "Национальных авиалиний" денег нет.

В редакцию недавно обратились трое бывших работников НАУ -- Виталий Шевченко, Юрий Помазаный и Андрей Якимов, которые почти три года не могут получить свои кровные. В чем винят исполнительную службу. Однако из представленных ими документов стало ясно: серьезных претензий судебным исполнителям предъявить нельзя. Существует масса юридических тонкостей, при помощи которых должник может затягивать расплату до бесконечности. Например, пожаловаться, что судисполнитель превысил свои полномочия либо неправильно истолковал закон. На время рассмотрения кляузы должник получает передышку.

Поэтому кредиторам тем более не стоит "катить бочку" на судисполнителя: себе же дороже получится. Наоборот, с ним надо дружить и всячески помогать в его порой небезопасном труде. Например, кто, как не бывшие сотрудники фирмы, поможет ему побыстрее разыскать счета должника, "указать пальцем" на ликвидное, быстро реализуемое имущество, которое следует арестовать, изъять и пустить с молотка в счет возмещения долга. Здесь уже начинается игра "кто кого перехитрит": кредитор должника или наоборот. Это вполне понятно. По закону, руководитель предприятия обязан рассчитаться с уволенным, но, когда денег на всех не хватает, он крепко задумается: "кормить" тех, кто остался -- либо выполнить вердикт Фемиды. Решение предугадать нетрудно. Поэтому "по понятиям" правы обе стороны, только правда у каждого своя.

В беседе с заместителями г-на Плаксия неоднократно звучала мысль о том, что, борясь за свои права, работники авиакомпании, как бывшие, так и настоящие, рубят сук, на котором сидят. Мол, следует подождать, пока закончится приватизация НАУ и придет иностранный инвестор, который выплатит все долги и обеспечит людей достойной работой. Ведь все они -- узкие специалисты, только в "Анах" и разбираются. Кстати, сам "шеф", несмотря на нашу договоренность о встрече, срочно убыл в Фонд госимущества, сотрудники которого давно и безуспешно продают контрольный пакет акций "Национальных авиалиний". Туда якобы приехал очередной, на этот раз, что примечательно, российский потенциальный покупатель.

А я вспомнил о скоропостижно закрывшихся из-за нерентабельности после известных событий 11 сентября известных авиакомпаниях, включая "Swissair" и "Sabena". Их топ-менеджеры наверняка посмеялись бы над подобными доводами. Тем не менее, делать что-то надо. Для начала -- хотя бы убрать с авиарынка компании-фантомы, отбивающие хлеб у честных тружеников неба.