1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №257 (1009) за 14.11.2001

"В КИНО Я ПРИШЛА ПО НЕВЕЖЕСТВУ, А УШЛА РАДИ СЕМЬИ"

Помните, в начале фильма "Москва слезам не верит" разбитная героиня Ирины Муравьевой радостно кричит, увидев красавицу-актрису: "Ой, Конюхова! Обожаю!" 12 ноября народной артистке России Татьяне Георгиевне КОНЮХОВОЙ исполнилось 70 лет. Глядя на стройную, энергичную, заразительно смеющуюся женщину с лучистыми глазами, поверить в ее возраст очень трудно.

Пик известности и востребованности актрисы пришелся на 50-е годы: фотографии первой красавицы советского кино Татьяны Конюховой были в коллекции каждой девчонки. Снявшись в более чем пятидесяти фильмах ("Майская ночь, или Утопленница", "Разные судьбы", "Судьба Марины", "Необыкновенное лето", "Карьера Димы Горина", "Женитьба Бальзаминова", "Портрет жены художника"), в начале 70-х актриса практически исчезла с экрана.

И потому встреча с Татьяной Георгиевной за одним столиком в кафе московского Дома кино была особенно приятной. Узнав, что мы из Киева, она обрадовалась и сообщила, что тоже украинка. "Не верите? Со мной всегда паспорт"!

-- Смотрите: место рождения -- Ташкент, национальность -- украинка.
Папа из Умани, там вся моя родня жила. Дед был агрономом в имении сахарозаводчика Терещенко, большого мецената искусства. Мама -- из Золочева, а встретились они в Узбекистане. Так что я могу приветствовать своих сородичей от имени столбовой крестьянки.

-- У вас было просто фантастическое начало кинокарьеры.

-- Буквально с первого курса я начала сниматься. У меня тогда еще была большая русая коса, а мне очень хотелось быть похожей на настоящую актрису, немного легкомысленную. Пошла я в парикмахерскую и легко рассталась со своими роскошными волосами. Мне сделали мелкий перманент, и утром густые волосы торчали во все стороны. В коридоре института я встретила Сергея Герасимова, который, увидев меня, сказал: "Надо же, как быстро все преображается".

-- Вашими партнерами в кино были лучшие мужчины советского кино, а вы вышли замуж за человека из "другой" сферы.

-- Мой брак с удивительным человеком -- заслуженным мастером спорта Владимиром Кузнецовым был уже третьим, первые два брака были с людьми кино, и я была разочарована. От очередного супружества меня отговаривали, но я не устояла перед натиском Володи. Потом мужа часто спрашивали "доброжелатели", что он чувствует, когда я целуюсь на экране. Мне посчастливилось играть с Юрием Яковлевым, Георгием Юматовым, Александром Демьяненко, со всеми были чудесные отношения, я их обожаю. И никаких романов.

Единственный, кем я страстно увлеклась, никогда не забуду -- Леня Быков (мы снимались в фильме "Судьба Марины"), но в него не влюбиться нельзя было. Это такое неповторимое чудо, такая ярчайшая индивидуальность! Он всегда обращался ко мне: "Конюховская". Я даже папочке отослала письмо с признанием: "Мне кажется, наконец-то я по-настоящему влюбилась". Он мне ответил: "С Богом, дочка". Но чего благословлять-то, ведь Леонид был женат! И я зажала свои чувства в кулак.

С Валентином Зубковым мы снималась вместе в трех фильмах. Когда я приехала в Ухту на съемки фильма "Время летних отпусков", он стоял на крыльце гостиницы и в шутку сказал: "Вот, жена моя приехала". А работники гостиницы решили, что жена Зубкова -- это я. И пошел шорох: "Странно, они спят в разных номерах -- может, у актеров так принято". Кто-то не выдержал и спросил меня. Я ответила: "Простите, но моя кровать стоит в спальне, а не на площади. У меня совсем другой муж".

-- Ваши героини на экране любили и всегда чем-то жертвовали ради своих чувств. А как в реальной жизни?

-- Увы, я очень многим пожертвовала ради своей семьи. Родился сын, муж ревниво относился к моим отъездам. Мама рассказывала, что стоило мне выйти за порог, он начинал метаться, как тигр, места себе не находил. У нас тяжело налаживались отношения после моего возвращения из киноэкспедиций. И я подумала: "Боже мой, жизнь за плечами, больше тридцати фильмов, уже состоялась. Мне это позволило увидеть огромный мир. Это счастье останется со мной навсегда. Но поскольку я не жена режиссера, мне достаются только остатки с барского стола...".

И я поставила крест на кино. Но совсем уйти не смогла. На телевидении снялась в нескольких интересных ролях, играла в основном иностранок. Но поскольку безумно любила сцену, посвятила дальнейшую карьеру Театру киноактера. Я вообще считаю, что пришла в кинематограф по невежеству, потому что, кроме фильмов, ничего не видела в своем провинциальном детстве.

В "театральной" жизни распорядок дня был примерно такой. Вставала в пять утра, потому что нужно было переделать массу домашней работы, реснички накрасить и бежать на репетицию. Ездила на такси, потому что сил и времени уже не оставалось -- от дома до работы счетчик выбивал 37 копеек. Я держала наготове рубль, останавливала любую машину и говорила: "Очень быстро на площадь Восстания, только не ругайтесь". В театре я играла потрясающие роли -- от трагических пьес до мюзикла, приходилось петь, танцевать, делать кульбиты.

-- Вы снимались в легендарной картине "Женитьба Бальзаминова" -- какая там россыпь звезд!

-- А сколько было забавных моментов! Помню, у нас с Вициным (Конюхова играла служанку двух мамзелей -- Инны Макаровой и Надежды Румянцевой -- Авт.) была сцена на скотном дворе с курами и громадными овчарками. С собаками я познакомилась накануне: взяла одну за ошейник, а она меня как хватанет за локоть! Я с упреком посмотрела и сказала: "Да ты что, нам же с тобой завтра работать. А ну, отпусти!" И она разжала зубы. Когда меня на следующий день запустили в клетку, режиссера чуть кондрашка не хватила, он молил: "Танек, еще один дубль можно?"

-- Судя по всему, вы не завистливый человек.

-- Однажды один человек мне вдруг сказал, что наслышан о моем тяжелом характере и высокомерии. "А я сейчас просто наслаждаюсь общением с вами" -- признался он. И я стала анализировать, в чем же проявляется "тяжесть" моего характера. И поняла, что есть какой-то "опеределитель" человеческих качеств. Одним я открываюсь, обожаю их. А перед другими "захлопываю" дверь. Так и с режиссерами: или чувствую, что это мой режиссер, или говорю: "Не нужны мне ваши пробы, билет домой сама куплю".

Однажды моя коллега сказала: "Тебя так ненавидят, так плохо говорят". И назвала имена. Я взяла ее за руку и говорю: "Давай подойдем сейчас к этому человеку, и ты скажешь ему это".-- "Да как же, неудобно". -- "Тогда никогда этого не говори!". Знаете, как-то Дюма не дал главную роль в пьесе своей любимой актрисе. Его бывшая возлюбленная посмотрела спектакль и написала сопернице: "Ты меня не огорчила". Когда меня не огорчает своей работой человек, сделавший много гадостей, я радуюсь, как будто эта блистательная работа моя.

-- Откуда силы берете, чем "подзаряжаетесь"?

-- Занимаюсь совершенно умопомрачительным занятием -- преподаю актерское мастерство детям 6 --11 лет в академии народно-художественного творчества. Однажды я им задала вопрос: "Что такое воспитание?". Одна девочка потрясла: "Воспитание -- это питание души!". Когда человек всю жизнь питает душу, не останавливаясь на достигнутом, и ему все интересно, тогда и жить хочется. А мне интересно!