1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №260 (1012) за 17.11.2001

РУБАШКИ СТОЛИЧНОЙ ВЫШИВАЛЬЩИЦЫ НОСЯТ ДАЖЕ В ПЕНТАГОНЕ

Раньше я считал, что вышиванки и рушники на Андреевском спуске -- вершина народного творчества. Оказалось, большинство из них не имеют ничего общего с украинскими традициями. Об этом узнал, встретившись с киевлянкой, которая владеет 103 способами техники народной вышивки.

Хозяйка достает из шкафа скатерти, рубашки и рушники из белого полотна.

Анна Михайловна начала заниматься вышивкой полвека назад на Черниговщине. Было ей тогда 3 года, а в 5 лет свои работы Аня уже возила на выставки. Вышиванию ее научила покойная тетя Татьяна, работы которой в 1937 году заняли призовые места на международной выставке во Франции. Кстати, тетину иголку с красной ниткой племянница до сих пор хранит под стеклом.

Вышивальщица разворачивает белоснежную рубашку.

-- Эта вышивка называется "белым по белому", -- говорит мастерица. -- Такую рубашку когда-то одевали для работы. Праздничной считалась одежда, вышитая цветными нитками, которые красили бузиной (синий цвет), жучками-червенцами или свеклой (красный), дубовой корой (коричневый). А вот зеленые и желтые нитки были не у каждого -- дорого стоили. Их привозили из Индии.

Традиционная вышивка, в отличие от декоративно-прикладной (которой занимаются большинство современных вышивальщиц -- ее и полно на Андреевском спуске), содержит в себе народную символику. Вышиванки и рушники сопровождали наших предков от рождения до смерти, и были для них не просто бытовыми предметами. Поэтому мастерицы в былые времена знали, кому и для чего вышивают вещи. Деревья, цветы, лошади просто так не изображались -- это символы. Птицы на верхних ветках, например, говорят о продолжении рода, а птичка на сломанной ветке означает, что кто-то из молодых умер.

-- Мне даже страшно вышивать такие орнаменты. Хотя многие используют их не зная, что они означают. Однажды увидела в церкви молодоженов, которые стояли на... погребальном рушнике. Это же ужас, люди сами не знают, что с собой творят, -- вспоминает Анна Михайловна. -- Таким перевязывают кресты на кладбище. Узоры на нем были замкнутыми, это означает, что жизненный путь завершен. Когда-то бабушка меня учила -- свадебный рушник должна вышить сама невеста. После венчания нужно его спрятать, не стирать, никому не показывать и, не дай Бог, дарить.

Занимается женщина только ручной вышивкой, ведь у машинной, считает она, нет души. Каждой работе дает название -- "Огонь души", "Древо жизни", "Из глубины веков". Восстанавливает вышивки по найденным фрагментам старинных вещей. Так, например, она вышила точно такую же рубашку, какую одевал гетман Полуботок.

-- Однажды я сделала вышиванку для богатыря (60-й размер), -- рассказывает Анна Михайловна. -- Работала даже ночью, чтобы закончить до выставки. Когда стояла у своего стенда, возле меня остановилась группа японцев. Один из них спросил, сколько стоит рубашка. Я не собиралась ее продавать, поэтому пошутила над маленьким японцем: "Зачем она вам? Таких, как вы, человек шесть в нее спрятать можно". Но иностранец был настойчив. Коллеги-мастера посоветовали назвать баснословную сумму, чтобы он отстал. И я попросила 200 долларов (в 1992 году это были большие деньги). Все открыли рты, а японец обрадовался и достал кошелек. Я хотела вернуть, но он даже не стал меня слушать. Мол, от рубашки он почувствовал тепло и понял, что в работу вложена душа. "Таким вещам, вообще, цены нет", -- сказал довольный японец.

Но мастерица не работает ради денег. К каждой новой вещи она приступает с добрыми мыслями и чистым сердцем, много вышивала для церкви. Сейчас работает над хоругвями с изображениями князя Владимира и княгини Ольги.

Рубашки вышивальщицы дарили Кучме, Кравчуку и Клинтону. А на одном из "Славянских базаров" работами Анны Михайловны заинтересовался Мишель Легран. От восхищения француз поцеловал руку мастерицы и приобрел у нее две рубашки -- для себя и жены. Вообще же ее вышивки носят люди во всех уголках Украины, а также в США (например, один из работников Пентагона), Австралии, Австрии, Польше, России...

-- Я никогда не устаю от любимого занятия, работаю ночами, -- говорит Анна Михайловна. -- А поддерживают меня в творчестве муж и мои девочки (преподает вышивку в училище). В отличие от некоторых мастеров, не держу при себе никаких секретов -- все, что знаю, передаю ученицам.