1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №269 (1021) за 28.11.2001

ЖЕНОЙ ЕЖИ ГОФФМАНА БЫЛА КИЕВЛЯНКА

69-летний ЕЖИ ГОФФМАН очень любит Киев. И не только потому, что здесь у него много друзей, но и потому, что здесь родина его ангела-хранителя, незабвенной жены Валентины.

"Я всегда повторял, что профессиональному режиссеру нужны три вещи: талант, мастерская для работы и душевная стойкость. Последняя составляющая -- едва ли не самая главная", -- не устает повторять мастер. Чего-чего, а уроков стойкости в жизни Гоффмана хватало с лихвой. В восемь лет вместе с родителями-врачами был депортирован в Сибирь. Там он осваивал искусство выживания и кулачного права свободы.

Ежи вернулся в Польшу только после окончания войны. Учился в морском училище, был там замполитом. Но, резко перевернув свою жизнь, Ежи поступил во ВГИК. Начинал как режиссер-документалист. Вместе с постоянным соавтором Ежи Скужевским создал 27 документальных фильма, удостоенных многочисленных международных премий. Но многие из них ложились на полку, потому что рассказывали о том, о чем в конце 50-х -- начале 60-х "говорить" не позволялось.

Студент Гоффман славился репутацией неунывающего поляка, которого никто не мог перепить. Любил красивых девушек, причем из какого-то спортивного интереса уводил их у других, придумывая самые невероятные ухищрения. Первый раз женился на сокурснице, армянке Марлен. Грандиозную трехдневную свадьбу сыграли в женском общежитии ВГИКа, в бывшем Зачатьевском монастыре. Но прожили супруги вместе лишь три года. А потом в его жизни появилась девушка Валентина Трахтенберг.

Их первая встреча состоялась в польском кафе, и поначалу она приняла его за кагэбэшника, наверное, из-за хорошего русского. Валентина уже была замужем за польским инженером (учившемся в Киеве), жила в Варшаве. Коренная киевлянка, дочь оперной певицы и аптекаря, она мечтала стать актрисой, но, рано осиротев, не смогла. Спустя год молодые люди случайно встретились у общих знакомых, и начался сумасшедший роман, длившийся целых 38 лет. Поначалу они встречались тайно, а потом, бросив обеспеченного любящего мужа, она ушла к хулиганистому, эпатажному выпивохе и бабнику Гоффману. Но именно такого Валентина понимала, принимала и поддерживала все отведенные им годы. Она была ему ровней: такая же сильная и незаурядная, способная на непредсказуемые поступки. Две яркие личности составили одну из счастливейших супружеских пар. Главным для них были не деньги, а друзья. Дверь в их варшавском доме никогда не закрывалась. Здесь всегда останавливался и Владимир Высоцкий, большой друг Гоффманов. Когда не хватало денег, они брались за переводы. "Когда меня душили, она готова была перервать за меня глотку любому. Когда я раскисал -- душила меня", -- вспоминает Ежи.

В 1968 году, уже не восьмилетнего мальчика, а известного кинорежиссера попытались выпереть из страны второй раз в его жизни, приписывая "пятую графу". Делали обыски, писали пасквили, обвиняли в "непольскости". С тех пор у него появилась привычка "рычать сквозь зубы", когда его начинали доставать. Ответом Гоффмана стала экранизация самого известного произведения в польской литературе -- исторической трилогии лауреата Нобелевской премии Генрика Сенкевича. Гоффман начал с последней книги -- "Пан Володыевский". Вышедший через шесть лет "Потоп" номинировался на "Оскар" (уступив "Амаркорду" Феллини). Перед последней картиной трилогии Гоффман создал мелодрамы "Прокаженная", "Знахарь", "Прекрасная незнакомка"(с участием актера Никиты Михалкова). Эти "истории человеческих страстей -- любви и ненависти, зависти и благородства" также получили известность.

И только в 1999 году на экране ожили герои "Огнем и мечом" -- эпической саги, за которую Гоффман боролся одиннадцать лет. Казалось, фильму уже было не суждено появиться на свет: сначала ему не давали ход из-за отображенных в романе политических перипетий, а потом все замерло из-за финансовых проблем. "Многие считали меня одержимым, и если бы не поддержка моей жены Валентины, я бы не вышел из всего этого целым и невредимым... " Никто не давал денег. "Кредитбанк" согласился, но под залог. Им стало практически все имущество Гоффманов, включая квартиру, загородный дом, машину.
Валентина согласилась и ни разу не упрекнула мужа. Она боролась за фильм вместе с ним, уже зная, что тяжело больна. Перед началом съемок ей сделали операцию, потом известный профессор из США помог с какими-то чудодейственными лекарствами. На время опасность отступила, но к концу съемок возвратилась. Валентина до конца была рядом с Ежи, и никто не подозревал, каких усилий воли ей это стоило. После очередной химиотерапии она приезжала на съемочную площадку и помогала, чем могла. Сам режиссер считает, что экранизацию благословил Бог, ведь в последний съемочный день группа успела закончить работу за пять минут до последнего срока, установленного банком-кредитором.

Валентина не дожила до триумфальной премьеры всего лишь полтора месяца. Воистину, это был их общий "ребенок". "Огнем и мечом" Ежи Гоффман посвятил ее памяти, а на могильной плите высек надпись: "Родителям, научившим меня мечтать, Валентине, не позволившей мне разувериться". После первых четырех недель проката только в Польше фильм покрыл все затраты и побил абсолютный зрительский рекорд, принадлежащий "Титанику". Создание этой картины стало объединяющим фактором для всей польской нации. Что еще может сравниться с этим успехом!

В последний приезд в Киев пан Гоффман рассказал о своих планах:

-- С ринга надо уметь уходить вовремя, еще до нокаута. Я официальный пенсионер. Чтобы снять "Огнем и мечом", мне пришлось уйти со студии, которой я руководил многие годы, и создать частную, так как ни один банк не хотел финансировать государственную студию. Но я не собираюсь умирать и быть пенсионером в прямом смысле слова, а попытаюсь поставить еще два-три фильма. У нас готов сценарий картины "Старая башня", в основе которого старая легенда о жестоком князе Попеле. Главной идеей может быть древнее высказывание: "Тот, кто злоупотребляет доверенной ему властью, недостоин эту власть иметь".

События древние, но сегодня очень актуальные. Уже есть точные сроки начала съемок, протяженностью 50 съемочных дней. и финишная дата -- 15 сентября 2003 года. Оператор фильма -- закадычный друг Гоффмана (еще со времен их общего фильма "Трудно быть Богом"), выдающийся российский мастер Павел Лебешев. Долго лежит еще один исторический сценарий. А последней картиной Гоффман хочет сделать "Сибириаду" -- о судьбе мальчика, сосланного в Сибирь.

Уже давно Ежи Гоффман снимает только исторические картины, не желая возвращаться к мелодрамам: "Я предпочитаю любить в жизни, а не на экране". Он такой же жизнелюб и бретер, как и во времена встречи со своей любовью, просто очень мудрый и уже свободный.