1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №269 (1021) за 28.11.2001

"Я ПОНИМАЮ АРТИСТОВ, КОТОРЫЕ СПИВАЮТСЯ"

СЕРГЕЙ МАКОВЕЦКИЙ верит в судьбу и не верит в роковое тринадцатое число, ведь это день его рождения. Он очень интересен тем удивительным актерско-человеческим любопытством, которое заставляет все перепробовать в профессии и в жизни: театр в разных его ипостасях, кино, телевидение (сейчас он участвует в передаче "Уроки русского) и даже радио (последнее его увлечение). Известный патриот Киева, он часто приезжал к обожаемой маме в Дарницу (к сожалению, недавно она умерла), привозя ей свои новые звания и премии. Он, как никто из артистов своего поколения, обласкан: обладатель всех существующих кино- и театральных премий (включая Государственную), народный артист России.

Все, кто с ним общался, отмечают, что он прекрасный, благодарный рассказчик. В меру кокетлив, в меру откровенен. Не чурается великосветских тусовок, поражает чутким отношением к модным направлениям мужской одежды -- предан стилю Дольче и Габбана. Но, как истинный Близнец, может вдруг стать противоположностю денди и поразить всех видом разкомплексованного "пацана", тем более что любит экспериментировать со своими волосами -- цветом и прической. Часто ездит на кинофестивали, может, еще и потому, что любит уезжать из дома (чаще с женой) за новой дозой свободы -- чтобы не засасывал быт. Его сходу узнают не только любители отечественного кино, но и поколение, выбравшее пепси, ведь он так проникновенно сыграл в клипе Алсу "Зимний сон". Он действительно разный. Но суть Маковецкого однажды раскрыл его поступок. Когда звездам-участникам кинофестиваля устроили вертолетную прогулку над Петербургом, инструктор предложил желающим прыгнуть с парашютом. Все отказались, а Маковецкий вдруг сказал: "Можно я?"

-- Но ведь это, действительно, страшно и опасно. Что могло подвигнуть вас на такой поступок?

-- Если честно, не знаю, но ужаса или страха не было, скорее какое-то актерское волнение. Люди, оставшиеся на земле, потом рассказывали, что картина была примерно такая: выпрыгнул первый, второй, третий -- раскрылись парашюты, а потом выпрыгнула черная маленькая точка, которая полетела вниз и не раскрывалась. Все хором сказали: "Маковецкий летит!" Только когда вернулся в гостиницу, естественно, начал фантазировать, что же могло быть. На другой день я совсем по-другому смотрел на небо.

"СЛИШКОМ МНОГО СОПУТСТВУЮЩИХ СЛУЧАЙНОСТЕЙ"

-- А в артисты тоже толкнуло желание испытать себя -- поначалу вы ведь собирались стать врачом?

-- Я действительно стал актером случайно, хотя теперь понимаю, что в этом не было случайности. Вообще, знак Близнецов предполагает, что вокруг должны быть люди, к чему-то их подталкивающие, особенно в период становления. Вот меня и подтолкнули. В конце восьмого класса мы с мамой решили, что сначала я пойду в медучилище и стану фельдшером, а потом поступлю в институт на педиатра. Однажды я зашел в школьную библиотеку -- от нечего делать, и руководительница драмкружка Татьяна Петровна Солодкина предложила поучаствовать в вечере драматурга Островского. Дали мне почитать сцену Аркадия Счастливцева и Геннадия Несчастливцева из "Леса". Благодаря своей феноменальной памяти назавтра я уже знал весь текст. До сих пор помню первый выход на сцену. Вышел, а у меня просто чудовищный зажим. Единственное, что помогло -- это чисто физическое действие: стал почему-то забивать торчащий в туфле гвоздь, а потом, увидев исполнителя Несчастливцева, стал рассказывать ему о судьбе Счастливцева, обливаясь горючими слезами. В зале был гомерический хохот. Помню аплодисменты, первые цветы в моей жизни -- веточку распустившейся вишни, помню по-хорошему бессонную ночь. Я проснулся знаменитым на другой же день и решил учиться дальше.

А потом товарищ затащил меня во Дворец пионеров, и стала закрадываться мысль: "А может, в театральный?" И когда я сказал об этом своей маме, она проявила удивительный такт. Если бы она отговаривала -- обязательно бы послушался. Я не поступил в Киевский театральный институт (не знаю, счастье это или нет), но зато пошел рабочим сцены в театр имени Леси Украинки и узнал, что такое настоящий театр. Натянув на сцене половик в своей любимой "Варшавской мелодии", я садился в зале и, если видел, что на нем есть хоть одна складка, перетягивал его. Никто меня не заставлял -- просто хотелось, чтобы Аде Николаевне Роговцевой было удобно. А когда я, поступив в Москве, позвонил и сказал об этом маме, она только ответила: "Добре, в армію не підеш". Надо родиться артистом, но ведь можно им и не стать никогда -- нужно слишком много сопутствующих случайностей.

ЗА КАДРОМ

Хотя Сергей и считает себя везучим, но в театре ему поначалу вовсе не везло. На сцене вахтанговского, куда он попал после училища при театре, долго бегал в массовке и в каких-то незначительных ролях. После девяти лет работы появилась возможность перейти в Театр Олега Табакова (Сергей и учиться-то ехал к нему, всегда мечтал работать с ним). Даже начал там репетировать, но, узнав о его заявлении об уходе, в вахтанговском вдруг всполошились и попросили остаться. Сразу же нашлась главная роль. И как результат -- его первая театральная премия.

-- Мне везло: я встречался только с хорошими режиссерами. Но это не сразу и, может быть, Слава Богу. У меня всегда была постоянная работа в театре. Но были и периоды отчаяния, когда хотелось чего-то большего, хотелось известности, а она как-то не приходила. Потом, в 83-м, начались первые фильмы, кстати, на моей любимой Одесской киностудии. Сначала "Взять живым", где я играл разведчика, себя взрывающего. Интересная реакция моей мамы -- она после этой сцены закричала и выключила телевизор, а потом сказала: "Та це ж кіно". Потом были "Сын трудового народа" и "Экипаж машины боевой". Тогда, между прочим, не было ощущения, что я играю "не ту войну" -- с белыми подворотничками, приукрашенную. Были азарт и восторг оттого, что я -- перед камерой. И если бы я сразу столкнулся с работами 90-х, то мог бы и не справиться. А так все пришло в свое время, которое очень поменялось. Сегодня оно сложное, но мне больше нравится -- нравится тот выбор, который у меня есть.

"КУПИТЬ ТВОРЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА НИЧЕГО НЕ СТОИТ"

-- Вы, наверное, тоже изменились?

-- Время меня немного скорректировало. Но думаю, все, что касается какого-то внутреннего стержня, данного мне Боженькой и мамой, не изменилось. Хотя человек меняется от всего: от власти, от наличия денег и от их отсутсвия, от свободы и от клетки, в которой он находится. Для меня неизменно одно: создание роли -- самый волшебный процесс, когда ты не знаешь, где ты, а где твой персонаж, и почему вдруг у тебя чужие руки и ноги. Но самое замечательное -- когда твои близкие, жена и сын, тебя не узнают.


ЗА КАДРОМ

Сергей Маковецкий не зря назвал Одесскую киностудию любимой. Там не только состоялся его кинодебют и впоследствии работа с обожаемой им Кирой Муратовой в "Трех историях", но и встреча с женой Леной. Они уже много раз рассказывали эту историю. Лена, коренная одесситка, адмиральская дочка, закончившая Ленинградский театральный институт, после неудачного брака с маленьким сыном Денисом вернулась в Одессу. На момент встречи с Сергеем она работала редактором на фильме Станислава Говорухина "Дети капитана Гранта", а Сергей снимался в соседнем павильоне в фильме "Я сын трудового народа". Как-то в перерыве съемок, в коридоре Говорухин подшучивал над Еленой, мол, ты уже старая, никто замуж не берет. На что Лена так же в шутку парировала: "Вот будет пробегать первый попавшийся мальчик -- захочу, и он на мне женится". И тут действительно пробегает парень в шинели и сапогах, она и крикнула: "Молодой человек! Вы на мне женитесь?" Обладающий колоссальным чувством юмора Сергей, посмотрев на нее, ответил: "На вас? Женюсь!" И побежал дальше. Но уже к вечеру у них началась настоящая игра в супругов, которая через полгода переросла в брак продолжительностью вот уже девятнадцать лет. Самое удивительное, что у семьи Маковецких прекрасные дружеские отношения с семьей первого мужа Лены, и у ее сына Дениса -- как бы два отца. Маковецкие только года четыре назад переехали в свою квартиру, а до этого очень долго жили в общежитии театра. Машины до сих пор нет: жуткий временной цейтнот не дает Сереже научиться водить и получить права.



-- Вам удается в это сложное время быть в ладу с собой?

-- Знаете, наверное, стоит прикладывать какие-то усилия. Особенно сейчас, когда стали узнавать люди. Вот почему я совсем не пью. Я не циничный человек, мог выпить и совершить все, что угодно, но в какой-то момент я понял, что мне это становится неинтересным. Вдруг начинаешь понимать, что ты не имеешь права, ведь на тебя смотрят, и не хочется, чтобы говорили: "Ну вот, артист!" Тем более существует непременный закон профессии -- чем больше ты на виду, тем больше людям хочется знать, как и с кем ты живешь, всю личную жизнь. Но в этом уже моя свобода выбора -- рассказывать об этом или нет. Ну что ж, я сам выбрал эту профессию -- она публична. Вообще, слишком много соблазнов. Я уже не говорю о званиях и орденах, которыми одаривают. Купить творческого человека ничего не стоит. Конечно, мне легко говорить -- я много работаю, но прекрасно понимаю состояние своих коллег, которые ничего не играют. Есть уникальные примеры настоящих артистов, которые сейчас без работы, но, тем не менее, в прекрасной форме, не спиваются. Хотя тех, кто спился, я тоже понимаю. Актерство, сцена -- это даже не наркотик, это сильнее. И когда вдруг это прекращается, а человек все еще ощущает себя артистом -- как найти выход?

"У ВИКТЮКА МНЕ ОСОБЕННО НРАВЯТСЯ ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ"

-- Период жизни с театром Виктюка чем вам запомнился?

-- Господин Виктюк очень много сделал для меня. Наверное, это судьба: пришло время, и мы с ним встретились. Когда-то, еще в начале моей службы в театре, он увидел меня в роли мухомора, собственными руками разукрашенного какими-то красными и белыми цяточками и с сожалением спросил: "Дитино, що ти з собою зробив?" Я ответил: "Та це ж образ!" -- "О Боже, він знає ці слова!" Я тогда еще не знал, что это Виктюк, но мы сразу заговорили на украинском языке как земляки. И уже по-настоящему мы встретились, когда он ставил в нашем театре "Уроки мастера" -- дань великому Дмитрию Шостаковичу (кстати, Маковецкий снова встретился с этим образом во французском фильме "Скрипка Ротшильда". -- Авт.). После этого началось: "М. Баттерфляй", "Лолита", "Рогатка", "Полонез Огинского", "Любовь с придурком" -- семь замечательных спектаклей. Это был 90-й год. Роман Григорьевич, как он сам говорил, почувствовал во мне "умение передавать непередаваемое". Его спрашивали, почему вы сделали, например, так, а не иначе, а он говорил: "У Сережки спросите, он вам все объяснит". Я не хочу хвастаться, но я его слышу, и то, что он владеет удивительным, очень современным, глубоким театральным языком -- это бесспорно. Кстати, мне особенно нравятся его женские образы -- они просто выдающиеся и прекрасно сделаны актрисами.


ЗА КАДРОМ

Собственно, театральная известность к Маковецкому пришла именно благодаря спектаклям Романа Виктюка, но и тот, в свою очередь, получил идеального исполнителя. Вместе они работали пять лет. А потом внезапно разбежались. Почему? Так и осталось загадкой, хотя в прессе и кулуарах бомонда было много предположений. Говорилось и о вероятности финансовых недоговоренностей, и о желании режиссера полностью поменять всех актеров (Виктюк этим особенно отличается). Сами же они ситуацию не комментируют, но отзываются друг о друге очень уважительно.

Маковецкий участвовал в постановках известных театральных режиссеров -- Петра Фоменко, Камы Гинкаса, Владимира Мирзоева. А в кинематографе Сергей переборчив: иногда отказывается не только от отечественных проектов, но даже от западных. Но есть у него и "свои" кинорежиссеры -- Владимир Хотиненко (сыграл в прославившем его "Макарове" и "Патриотической комедии"), Сергей Урсуляк ("Летние люди"), Алексей Балабанов ("Про уродов и людей"). Играть "нового русского" в его блокбастере "Брат-2" Маковецкий согласился лишь ради режиссера Балабанова. А вот в чем он пока совершенно непоколебим, так это в своем нежелании играть в сериалах.



-- Довольно много предложений, но еще ни разу не попался хороший драматургический материал и герой, которій бы хотелось сыграть. А размениваться пока не хочется.

-- Короткометражка дебютанта Алексея Веретинского "Ты да я, да ты со мной" имела успех в Каннах, на "Кинотавре", "Шоке" и в Киеве, на "Молодости". Продюссер говорила, что вы с Владимиром Стекловым снялись в ней почти бесплатно. Что же вас так подкупило в этом фильме?

-- С Алексеем я познакомился еще на съемках "Русского бунта", он был ассистентом режиссера, и уже тогда дал почитать хороший сценарий своей дипломной работы. А участвовать в ней меня окончательно убедила встреча в родном селе под Киевом. Стоял на улице со своим двоюродным братом и его друзьями, рассказывал им, где бывал, что видел. А брат и говорит: "Как я тебе завидую. Ведь я нигде не был и уже не буду". Мне так стало грустно, что захотелось сыграть эту фразу и его человеческую историю...