1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №269 (1021) за 28.11.2001

БЕНЗОВОЗ НЕФТИ МОЖНО УКРАСТЬ ЗА 20 МИНУТ!

Длинный стальной щуп входит в землю, как в масло. На глубине около метра с глухим металлическим звуком натыкается на что-то твердое. "И что, здесь есть нефть?" -- интересуюсь, улавливая резкий запах. Мой провожатый молча кивает. Именно в таких местах нефтеворы ночами откачивают сотни тонн "черного золота".

"СОСУНЫ" ВООРУЖЕНЫ ОГНЕСТРЕЛАМИ

"Подержанный" УАЗик Сумского управления "Укрнафты" подбирает меня в Сумах перед трехдневной командировкой "на трубу". На борту: старший группы, водитель (оба -- сотрудники ведомственной охраны нефтеуправления) и два сотрудника спецподразделения "Титан" с автоматами. Наш участок -- 150 километров трубопровода "Глинск--Кременчуг", на котором с завидной регулярностью появляются так называемые "врезки". Задача: находить их и ловить воров, которые подгоняют сюда бензовозы и откачивают из трубы сырую нефть.


СПРАВКА "СЕГОДНЯ"

Больше половины всей украинской нефти добывается в Сумской области. Немного меньше -- в Полтавской. Здесь же проходят трубопроводы -- как международные, так и местного значения. За тонну сырой нефти перекупщики дают по 900 гривен. На каждом 25-тонном бензовозе, таким образом, воры зарабатывают больше 20 тысяч.



В пути встречаем бригаду, которая возвращается с дежурства. Наш "старший" узнает от своего коллеги последнюю информацию о том, где вероятнее всего появление воров. В тех местах, где труба пересекает автотрассы и проселочные дороги, стоят полосатые столбики -- прекрасный ориентир для поиска нефтеносного источника. Однако бывает, что воры находят трубу и в чистом поле.

За последние годы криминальный бизнес "на трубе" стал весьма прибыльным и практически безнаказанным. "Укрнафта" и ее отделения использовали свою, ведомственную, охрану или привлекали частные охранные структуры. Им практически не удавалось ловить "сосунов", поэтому лишь находили врезки и ликвидировали их. Если же наталкивались непосредственно на врезчиков и воров, то элементарно не могли им, обеспеченным оружием, приборами ночного видения и мобильной связью, противостоять. Соваться с газовыми или пневматическими пистолетами на бандитов с огнестрелами, согласитесь, чревато.

Со временем часть трубы в Полтавской области стали охранять внутренние войска. Сразу же уменьшилось число краж и участились случаи поимки воров (о чем "Сегодня" неоднократно писала). А в зоне ответственности Сумских нефтяников (их участок как на территории Сумской, так и Полтавской областях), все оставалось по-прежнему, пока к патрулированию не подключили вооруженных сотрудников Госслужбы охраны МВД. Буквально через неделю прямо возле "дырки" был задержан первый бензовоз. Машина, принадлежащая... Министерству по чрезвычайным ситуациям, остановилась только после нескольких выстрелов в ее сторону.

-- Сами бы мы никогда не решились охранять трубопровод, -- рассказал "Сегодня" начальник отдела Государственной службы охраны Сумского управления МВД Украины Юрий Сагайдак. -- Мы толком не знаем ни схемы трубопровода, ни тонкостей и нюансов. Зато можем обеспечить ведомственной охране нефтеуправления вооруженную поддержку для задержания преступников. А вообще, это пока еще не охрана трубопровода, это просто патрулирование. Для того, чтобы исключить кражи нефти, нужны гораздо большие усилия.

ВРЕЗАЮТСЯ "БРИГАДАМИ"

Опытные "врезчики" оборудуют место для откачки "черного золота" очень быстро. Выбирается участок, где труба проходит на небольшой глубине, а местность хорошо просматривается. Выкапывается яма, на полуметровую в диаметре трубу накладывается хомут и холодной сваркой врезается отводная. Для удобства ее выводят практически на самую поверхность. Сверху кладут мешок с соломой, присыпают землей и маскируют дерном. На весь процесс уходит 20--30 минут, стоимость операции -- от трехсот до пятисот долларов. (Охранники утверждают, что врезки -- парафия отдельных "бригад", которые непосредственно откачкой нефти не занимаются.)

Дальше в дело вступают наблюдатели. На месте появляются "случайные" велосипедисты, мотоциклисты или автомобилисты, наблюдающие: не появятся ли охранники. Глубокой ночью к месту врезки выезжают бензовозы (бывает, что и по три-четыре), мужики откапывают мешок, присоединяют шланг от бензовоза и поворачивают кран: под давлением в несколько десятков атмосфер нефть сама втекает в цистерну. Говорят, 25-тонный бензовоз наполняется буквально за 20-30 минут... Кран перекрывают, из шланга сливают остатки нефти и так же тихо, как приехали, отправляются восвояси. Если эту врезку намерены использовать еще, то следы аккуратно прячут.

"РАЗВОДНОЙ КЛЮЧ" ДЛЯ ОХРАННИКА

Сначала мы проверяем уже известные охранникам точки: в этих местах врезки были найдены и ликвидированы работниками нефтеуправления. Однако воры не гнушаются приходить сюда во второй и третий раз -- на старом месте делать врезку гораздо проще, чем заново искать трубу и "докапываться" до нее через плотный грунт.

Самый опытный член экипажа, водитель Коля, везет нас туда, где давно была ликвидирована хитроумная врезка для многократного использования. Это -- небольшой рыборазводный ставок, труба идет под водоемом, а на склоне почти выходит наружу. Двухдюймовая врезка под несколькими сантиметрами грунта была отведена в сторону дороги метров на тридцать. К концу ответвления диаметр сужался до одного дюйма. Кран. И еще двадцать метров пластикового шланга -- аккурат к дороге. Бензовозам не надо было даже съезжать вбок.

-- Наш охранник один раз вот так сунул щуп в землю, -- рассказывает Николай, -- а оттуда нефть как хлынет! Он попал прямо в рычаговый кран врезки -- такой фонтан образовался! Всю его одежду пришлось тут же сжечь.

Скоро стемнеет, а мы еще не нашли "ночлега" -- подготовленного места, куда могут заявиться бензовозы. Едем туда, где предыдущая группа охранников видела нечто похожее на врезку. При подъезде к указанному месту, у кромки колхозного поля видим бежевую "Ниву". Два мужика и женщина собирают на поле остатки кукурузы. Наш "старший", вместе с водителем и одним из "титановцев" отправляются к машине с проверкой. А мы вместе с другим милиционером тайком перебираемся через овраг на поле, где и находится та самая врезка. Прячемся за широким деревом, пропуская мотоциклиста. Если "засветимся" -- воры могут отложить свой визит на другой раз.

На поле возле дороги стоит так называемый "вантус" -- здесь труба выведена на самую поверхность для каких-то технических нужд. Земляная насыпь над трубой окружена тремя бетонными столбиками. Вокруг -- следы колес крупного автомобиля. В самой насыпи -- явные признаки недавнего "ковыряния". Под верхним слоем земли старое ватное одеяло. Потом мешок с соломой и доски, которыми заложен полуметровый ход к трубе. В глубине (о, удача!), белеет новенький разводной ключ, зажимающий отводную трубу.

Быстро закладываем ход "как было" и в сумерках ищем место для засады. В самый неподходящий момент глохнет двигатель "УАЗика". Через полчаса безуспешных попыток исправить положение, принимаем решение вызывать помощь по рации. Но в овраге, где мы застряли, связи с Центром нет. Ничего другого, кроме попыток продолжать ремонт, не остается.

В конце концов машина с грохотом заводится. В километре от вантуса находим укромное место, наскоро ужинаем и при свете луны идем пешком к врезке. Расчет был правильный: "УАЗик" в засаде не видать. Возвращаемся к машине, ждем...

Бензовозы в эту ночь так и не появились. Уже под утро, немного расстроенные неудачей, охранники высказывают предположение, что воры могли устроить ложную врезку специально для нас, а сами в это время преспокойненько качать нефть где-то в другом месте.

Допиваем из термоса оставшийся горячий чай и едем к ближайшему райцентру, где экипаж пополняет запасы кипятка и высаживает меня на автовокзале. Вечером я буду дома. А ребятам предстоит все та же служба.