1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №270 (1022) за 29.11.2001

ЖЕНЩИНАМ НРАВЯТСЯ ТОЛЬКО "РОГАТЫЕ"

С Раисой Недашковской мне удалось встретиться в "окошке" ее плотного графика -- лекции в Институте культуры, съемки в нескольких (!) фильмах, свой театр "Під зоряним небом"... И как она все успевает? Но не это удивило меня больше всего, а та радость, которую она излучает, какое-то особенное чувство наслаждения каждой минутой жизни.

КАК ЭТО БЫЛО

"В детстве я занималась танцами. Мы часто выступали, ездили на соревнования. Однажды я простудилась перед самими выступлениями. Воспитатель ансамбля говорит: "Рая, ты такая болезненная. Зачем тебе танцевать? Лучше рисуй". Ей хорошо было говорить, а мне больно слушать, что не гожусь... Прорыдала всю ночь, а на следующий день начала учиться "крутить головой" по-узбекски. Научилась. И стала солисткой ансамбля. Узбекский, казахский, грузинский и -- коронный мой -- индийский танцевала. Благодаря ему я и пришла в кино". Увидев Недашковскую в индийском танце, кинорежиссер Виктор Ивченко (как раз искавший актрису на главную роль в фильме по драме-феерии Леси Украинки "Лісова пісня") решил: "Быть ей Мавкой!"

-- Вы как-то сказали, что после роли Мавки взяли на себя ее судьбу...

-- Я ведь Ивченко тогда ответила, что не подхожу на роль Мавки, потому что я артистка другого плана -- драмо-героического. Видимо, Бог услышал мои слова, и жизнь мне "устроил" драмо-героическую... (Смеется.) Хотя -- творцам нужны страдания. Когда мой любимый однажды сказал, что виноват передо мной, я ответила: "Ну что ты, спасибо за диапазон ощущений. Артистке полезно". Лицедейка должна знать и рай, и пекло -- чтобы уметь включаться в любое состояние.

-- Вы смогли бы бросить творчество ради любви?

-- Это моя жизнь, моя сущность. Представляете, какой должен быть мужчина, чтобы я забыла о творчестве? В Библии сказано: "Жена, растворись в муже своем". Если женщина -- творец, она сама мечтает, чтобы кто-то растворился в ней. Но мужчины редко растворяются. Поэтому актрисы обречены на одиночество. Возьмите Фатееву, Гурченко, многих наших прекрасных артисток... Это только у величайшей умницы Софи Лорен получилось. Но она -- прагматик, а муж -- романтик, как пишут их сыновья.

-- Но ведь не все женщины могут быть такими сильными, как Софи Лорен...

-- Они должны быть сильными и в то же время слабыми. Главное: мужчине нужна жена, которая понимала бы его. А мы сразу начинаем менять мужчину, хотя знаем, что даже себя хоть на йоту изменить очень сложно. Почему мы их "переделываем"? Потому что сами "недоделанных" выбираем. Разве нормальный, милый, добрый человек нам может понравиться? Нет. Нам нравятся только "рогатые", от которых почему-то ждем благородных поступков.

-- После "совета" учительницы танцев не стали еще и рисовать?

-- Однажды пошла в художественную студию, меня попросили изобразить яйцо. Я обрисовала ложку вокруг -- на этом все закончилось. У меня всегда один и тот же пейзаж: домик, речка, колодец с журавлем, уточки плавают, вдалеке лес... Я очень люблю природу. Правильно говорила моя Мавка: природа -- живая. Вот пример: у меня появились муравьи в квартире. Друзья посоветовали... поговорить с ними. Я вышла на разговор: "Ну, пожалуйста, ну покиньте мой дом, я вас очень прошу". Смешно, но -- через два часа в квартире не было ни одного муравья!

-- Говорят, перед выходом на сцену вы читаете про себя молитву...

-- Во-первых, я прошу помощи. Во-вторых: есть драматургия с отрицательной энергетикой. Когда я это поняла, ушла из Молодежного театра. Как-то одновременно нахлынули спектакли -- "Полет над гнездом кукушки", "Не боюсь Вирджинии Вульф", "Убийство Марата, разыгранное в сумасшедшем доме", которые меня чуть не довели... А в том, 1991 году, -- шесть солнечных затмений, ГКЧП. Мы были на грани гражданской войны... Когда я играла убийцу Марата, вдруг поняла, что притягиваю, как проводник, эти страшные времена Французской революции. Что для вечности двести лет? Да ничего. Мы сразу же остановили спектакль... Сегодня я обращаюсь ко всем режиссерам: нужен только позитив, мы устали от негатива.

-- Теперь не играете "мистические" роли?

-- Нет. Но Ильенко не смогла отказать, в его "Мазепе" играю пророчицу. Во время съемки, когда я пророчу Мазепе, а он мне закрывает рот, не дает говорить -- я вдруг стала кричать, взывать ко всей съемочной площадке, к миру: "Люди, неужели вы не устали от крови? Или вам нужны гитлеры, сталины?" Это была импровизация. А через шесть дней -- катастрофа в Америке...

-- Кроме картины "Мазепа", вы где-то сейчас еще снимаетесь?

-- Владимир Савельев начинает фильм "Тайна Чингисхана". Я играю старшую жену Чингисхана, в его роли будет Богдан Ступка.


СПРАВОЧНОЕ БЮРО

Зрителям Раиса Недашковская хорошо знакома не только своими ролями в театре, но и по фильмам "Лісова пісня" (1961), "Сон" (1964), "Гадюка" (1965), "Комиссар" (1967), "Ошибка Оноре де Бальзака" (1963), "Вавилон ХХ" (1979), "Страх" (1980), "На острие меча" (1986), "Биндюжник и король" (1989), "Голос травы" (1992), "Сад Гефсиманский" (1993), "Роксолана" (1996) и других.



-- Слышала, вы -- национальная героиня Японии...

-- Да? От кого? Не думаю, что "национальная героиня" -- японок я не играла. Но после фильма "Комиссар" меня там очень хорошо принимали. По всему Токио, особенно в метро, были расклеены мои портреты...

-- Вы всегда очень эффектно выглядите...

-- Это с легкой руки художницы Людмилы Семикиной, моей подруги. Она сделала выставку нарядов "Скифы и Киевская Русь". Вот бы наших женщин, девчат одеть в такие костюмы! Ведь у меня ни шуб нет, ни дорогих вещей. Попробуй кому скажи -- не поверят! Вот разноцветных несколько шарфов, и ты уже одет. Меняю их туда-сюда. Когда мы над "Роксоланой" работали, я посмотрела, какие бывают удивительные "очипки" -- из тончайшей ткани. Стала себе крутить, и это перешло в мой обыденный гардероб. С другой стороны, я показываю женщинам: давайте, носите такое же, это наше!

-- Говорят, вы хорошо готовите?

-- Ой, я сейчас так редко этим занимаюсь. Я готовлю то, что можно сделать быстро. Курицу -- на банку и в духовку, тут же набросала картошки с салом пополам. Капуста с базара, помидоры, огурцы -- и уже роскошный стол. Что еще надо?


В МИРЕ МУДРЫХ МЫСЛЕЙ

"Жизнь -- это ряд розовых и черных жемчужин. И плох тот, кто не может с достоинством нести свое ожерелье", -- говорят на Востоке. Даже если внешне у тебя поражение, внутри должна быть победа. Я это поняла, и теперь живу по принципу Марии Капнист: "Плохим мыслям скажи "брысь!"


В МИРЕ МУДРЫХ МЫСЛЕЙ

"Врагов своих надо любить. Люди, наносившие мне удары, всегда пробуждали такую энергию, такие силы, о которых я даже не ведала. Я им благодарна за мой рост духовный".